Эта часть сайта находится в разработке и многие обозначенные функции пока не действуют.


Главная страница
    Введение   Модуль №1   Модуль №2   Модуль №3   Модуль №4   Модуль №5   Результат 



Методы активизации творческой деятельности.
Метод мозгового штурма.
Это наиболее древний метод. Ещё викинги применяли его при разрешении своих проблем. Во время морских экспедиций при экстремальных ситуациях вся команда собиралась на совет, и каждый вносил свои предложения. При этом вначале высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и все остальные. Капитан высказывался последним, и он же принимал решение.
Современная модификация мозгового штурма, так называемая "мозговая атака", предложена американским морским офицером А. Осборном, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна.
Однажды, опасаясь нападения немецких подводных лодок, А. Осборн собрал всю команду на палубу и попросил каждого высказать свои соображения по поводу того, как защитить безоружный корабль от торпеды. Вероятно, оптимисты есть везде. Один из матросов предложил всей команде встать вдоль борта и, когда торпеда будет приближаться к кораблю, всем разом и дружно дунуть на неё. Торпеда должна сбиться со своего пути и пройти мимо корабля. В этот раз не было необходимости проверять этот способ защиты на практике. Матросы дружно посмеялись и разошлись по своим кубрикам. Однако высказанная идея показалась А. Осборну плодотворной. Он установил на палубе вентилятор, который создавал мощный поток воды и в одном из рейсов действительно "отдул" торпеду от борта своего судна.
Уже после войны А. Осборн начал детальную проработку метода. Его книга "Прикладное воображение" легла в основу курсов лекций во многих высших учебных заведениях, в НИИ и промышленных компаниях США.
Сущность мозговой атаки - дать свободный выход мыслям из подсознания. По теории Фрейда, управляемое сознание является тонким слоем на массе неуправляемого подсознания. При мозговой атаке нужно создать условия, чтобы расковать подсознание.
Задание: предложите несколько вариантов быстрого спуска с Эльбруса.

Метод фокальных объектов.
Автор метода Чарльз Вайтинг (60-е годы 20 века, Англия). Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.
Выбирают не менее трёх- четырёх случайных объектов - предметов (наугад из словаря, каталога, книги, журнала и т. д.). затем поодиночке признаки переносятся на рассматриваемый объект, находящийся как бы в фокусе внимания.
Метод фокальных объектов не даёт никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но всё же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится. Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод синектики.
Наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества - синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведёт постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная.
При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т.п. или как окрашивают бумагу, обои, киноплёнки, телеизображение и т.п.
Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание "радужное постоянство", так как отшлифованный мрамор (кроме белого)- весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идёт речь в задачи. Метод эмпатии разработан У. Гордоном (США) в середине 20-го столетия. Суть метода эмпатии - сделать незнакомое - знакомым, а привычное - чуждым. В основе такой работы лежит личностное уподобление - отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестернёй, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входит "в образ" этой шестерни, чтобы на себе почувствовать все, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.
Задание: представьте себя жителем Кабардино-Балкарии и составьте рассказ о себе.

Морфологический анализ
Морфологический анализ-пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.
Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причём независимо от того, что в исходной задаче речь идёт только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге даётся ответ на более общий вопрос. Например, необходимо изучить морфологический характер всех видов транспортных средств и предложить новую эффективную конструкцию устройства для транспортирования по снегу-снегохода.
Точное определение класса изучаемых систем (устройств) позволяет раскрыть основные характеристики или параметры, облегающие поиск новых решений. Применительно к транспортному средству (снегоходу) морфологическими признаками могут быть функциональные узлы снегохода: А - двигатель, Б - движитель, В - опора кабины, Г - управление, Д - обеспечение заднего хода и т. п.
Матрица - символическая форма описания решений. Она даёт представление о всех возможных конструктивных схемах снегохода путём фиксирования в каждой строке матрицы одного из элементов. Набор этих элементов будет представлять возможный вариант исходной задачи. Рассматривая разные сочетания этих элементов, можно получить большое сочетание всевозможных вариантов решений, в том числе и самых неожиданных. Так, морфологическая матрица для реактивных двигателей работающих на химическом топливе, построенная Ф. Цвикки, содержала 576 возможных вариантов решений
Ответственный этап метода - оценка вариантов решения, вытекающих из структуры морфологической матрицы. Сравнивают варианты по одному или нескольким наиболее важным для данной технической системы показателям.


 На главную
МОУ Средняя общеобразовательная школа №2:
Адрес: 361600 КБР Эльбрусский район г. Тырныауз ул. Мира 11. Телефон: (8-86638) 42359.
Все права принадлежат МОУ Средняя общеобразовательная школа №2 (г. Тырныауз) и
Институту образовательной политики "Эврика" (г. Москва) © 2004-2005