Эта часть сайта находится в разработке и многие обозначенные функции пока не действуют.


Главная страница
    Введение   Модуль №1   Модуль №2   Модуль №3   Модуль №4   Модуль №5   Результат 

"Айкидо" - или умение общаться.

"Ай" - означает гармонию
"Ки" - означает вездесущую физическую энергию
"До" - означает путь или метод

- метод, позволяющий достичь гармонии с вездесущей энергией. Цель примеров не в нанесении повреждений противнику, а в направлении его энергии в нужное русло, обезвредить нападающего.
"Делай, что хочешь с другим человеком, но никогда не выбрасывай его из своего сердца".
(основатель Айкидо) Ним Кароли Баба

Изучая общение людей, Э. Берн описал три "Я - состояния". В каждом из нас действуют, а порой и противоборствуют Родитель (Р) - Взрослый (В) - Дитя (Д). Все они необходимы для жизни. Фрейд делил ум на 3 категории: Ид, Эго, Сверхэго. Упрощенная форма: ребёнок, родитель, взрослый. Дитя - источник наших желаний, потребностей (я хочу), это радость, творчество, фантазия, но здесь же страхи, капризы, недовольство. Но Дитя - море психической энергии. Ради кого живем? Ради Дитяти!
Взрослый - дитя хочет, Взрослый выполняет и контролирует.
Родитель - если действие выполняется по привычке, автоматически, просто потому, что так принято. Это автопилот, что освобождает взрослого от рутинности. Это и тормоза, которые удерживают нас от опрометчивых поступков.
Девизы: Дитя - хочу
Взрослый - целесообразно
Родитель - должен, нельзя
Счастлив человек у которого эти три направления, вектора совпадают.
Когда Дитя (хочу) и Родитель (нельзя) друг с другом ссорятся, я взрослый не может их помирить, развивается внутренний конфликт, человека раздирает противоречия. А "когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из того не дело, только ж мука".
Обучающийся психологической борьбе в процессе занятий должен проанализировать содержание собственного состояния, которое обозначается понятием "Родитель", разрушить ненужные ограничения и выработать новые навыки.
Пример: молодой инженер делает доклад на конференции. Поза, словарный запас, мимика, жесты говорят о том, что это Взрослый. Он приходит домой, а жена, не успел он переступить порог, просит его выбросить мусор. И перед нами другой человек - капризное Дитя. Изменилось все: поза, словарный запас, мимика жесты. Утром на работу, а сын случайно проливает на его костюм сок. И перед нами другой человек - грозный Родитель. Изменилось все: поза, словарный состав, интонация, мимика, жесты.
При общении необходимо увидеть на какой позиции находится ваш партнер. Психологические поглаживания и комплементы идут по линии Д- Р, предложение к сотрудничеству - по линии В-В, а "психологические удары" по линии Р-Д.
Диагностика состояния:
Родитель. Указующий перст, фигура напоминает букву Ф. На лице - снисходительность или презрение, тяжелый взгляд вниз. Сидит, откинувшись назад. Любит прописные истины. "Чтобы было сделано немедленно", "Неужели трудно понять", "Вы обязаны", "Нельзя"...
Взрослый взгляд направлен на объект, тело как бы подается вперед, глаза расширены или сужены. На лице - внимание. "Извините, я вас не понял, объясните, пожалуйста, ещё раз", "Давайте подумаем", "Как вы планируете эту работу" и т. п.
Дитя. И поза, и выражение лица соответствует внутреннему состоянию - радость, горе, страх, тревога и т. д. Часто восклицает "Превосходно", "Замечательно", "Хочу", "Не хочу!", "Надоело", "Я вас люблю", "Пропади он все пропадом".
Любой человек, даже самый конфликтный, конфликтует не все время. Если бы люди не вели себя хоть иногда правильно, они бы погибли.

Сцена "Одноклассники"
Астемир:Я забыл сегодня ручку. Инал, если у тебя есть запасная, дай мне ее пожалуйста.
В-В
Инал: Ты постоянно что-то забываешь. Мне уже надоело каждый раз тебя выручать. Как ты вчера собирал свой портфель, о чем ты думал? Почему голову не забыл?
Р-Д
Астемир: Если бы ты забыл что-то дома, я бы тебя выручил. Неужели тебе жалко для меня ручки? Я ее тебе обязательно верну после уроков.
В-В
Инал: Если бы тебя дома мама приучила к порядку, то ты бы ничего не забывал. Дома тебя постоянно балуют и все делают за тебя.
Р-Д
Астемир: Можно подумать, ты сам собираешь свои школьные принадлежности. Я знаю, что твой портфель собирает твоя мама.
Р-Д
Что же будет дальше? Давление, инфаркт, кто-то уступает, но внутреннего спокойствия нет - болезнь. Внешняя невозмутимость при внутреннем напряжении - путь к болезни. По существу ссорятся не двое, а Родитель Инала сцепился с Дитятею Астемира. Тихий голос взрослого Инала и взрослого Астемира не слышен. Но а дело делает только Взрослый. Скандал забирает ту энергию, которая должна идти на дело. Нельзя и скандалить и работать.
Достойно выйти из этой ситуации можно тогда, когда владеешь техникой амортизации. Отвечает Дите, но управляет им Взрослый. Многие из нас живут с желанием командовать, а здесь, по крайней мере внешне, надо подчиняться. Нужна психологическая гибкость. В - своего нужно тренировать, задавая себе чаще вопросы: "Правда ли это? Применимо ли это? Откуда я взял эту идею?"
Ещё одна задача - вывести во взрослую позицию своего партнёра по общению. Первый ход- амортизация, а затем деловой вопрос.

Инал: Хорошо, сегодня я тебя выручу, но это в последний раз.
Р-Д
Астемир: Спасибо тебе, Инал. Ты прав. Мне пора стать более ответственным. Я думаю, что ты мне расскажешь, как ты успеваешь все делать сам и ничего не забываешь.
Д-Р


Задание: Опишите конфликтный случай, который с вами произошел в последнее время и как вы его решили?



                            


 На главную
МОУ Средняя общеобразовательная школа №2:
Адрес: 361600 КБР Эльбрусский район г. Тырныауз ул. Мира 11. Телефон: (8-86638) 42359.
Все права принадлежат МОУ Средняя общеобразовательная школа №2 (г. Тырныауз) и
Институту образовательной политики "Эврика" (г. Москва) © 2004-2005