Главная страница
    Введение   Модуль №1   Модуль №2   Модуль №3   Модуль №4   Модуль №5   Результат 

Путеводитель


Мало, кто не признаёт высокой гуманности таких, к примеру, традиций, как семейный долг, бережное и уважительное отношение к женщине, почтение к людям преклонных лет, забота о госте, а также многих, им подобных. Другое дело, что всё это, как правило, нормы общечеловеческой нравственности, не являющимся специфическим достоянием какого-нибудь одного народа. Семейный долг или забота о госте входят в этический кодекс как балкарцев и кабардинцев, так и русских, англичан, китайцев. Однако в истории одного народа или у разных народов эти традиции могут сказываться сильнее или слабее, выражаться в несовпадающих обычаях, сопровождаться несовпадающими обрядами. Скажем, в тех обществах, где политическая и правовая охрана личности слаба, гостеприимство рассматривается как священный долг и оказывается любому человеку. Иначе обстоит дело в таких обществах, как английское. Это вовсе не означает, что англичане не гостеприимны. Однако гостей принимают заблаговременно и на определённый час. Наш толерантный мир может рассматриваться как признание равенства всех людей, обращение к многомерности и разнообразию человеческих культур, он, может быть, достигнут только при учёте межэтнических и межкультурных отношений. Наиболее интенсивно интернациональные связи народов Северного Кавказа с другими народами стали проявляться с развитием науки, туризма, и альпинизма в горах Центрального Кавказа. Проблема сопровождения в горах, посещения отдельных сёл и уголков Кавказа, оказание квалифицированной помощи в восхождении на Эльбрус занимало важное место и в организационных вопросах путешественников. Мы попытались создать небольшой межэтнический, межкультурный "путеводитель" для гостей нашего края.


Вряд ли найдётся на свете хотя бы один народ, чей нравственный кодекс не включал бы требование уважать старших. Но уважать можно по разному. Одно дело поздороваться первым или уступить место и совсем другое постоянно обращаться за советами и к этим советам прислушиваться, никогда не возражать неизменно, выказывать подчеркнутые знаки почтения.
Такое отношение к старшим и более того, их почитания - уже не просто общечеловеческое правило поведения, а особая культурная установка, известная далеко не у всех современных народов.
Попробуем сконструировать культурный ассимилятор в рамках взаимоотношений старших и младших в национальной среде балкарцев и кабардинцев.



Ситуация №1 "Встреча гостя"
Ситуация №2 "Жестокий отец".
Ситуация №3 "Незадачливый гость из Нижнего Новгорода".
Ситуация №4 "Случай в дороге".
Ситуация №5 "Мужчина - дагестанец и девушка - балкарка".
Ситуация №6 "Недоразумение за торжественным столом".


 На главную
МОУ Средняя общеобразовательная школа №2:
Адрес: 361600 КБР Эльбрусский район г. Тырныауз ул. Мира 11. Телефон: (8-86638) 42359.
Все права принадлежат МОУ Средняя общеобразовательная школа №2 (г. Тырныауз) и
Институту образовательной политики "Эврика" (г. Москва) © 2004-2005