welcome  

ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ

На примере школы №2 города Тырныауза КБР

Руководитель проекта директор школы
Ханафи Османович Гулиев

E-mail:  hanafi@rambler.ru
Tel:  (8-86638)-4-23-59

 

 

Варианты работы школы полного дня.

Что такое школа полного дня?

Наши учителя о своей работе в школе полного дня.

Учебный план

 

 

Управление школой полного дня осуществляется с позиции й полного дня осуществляется с позиции синергетического подхода, т.е. «управлять не управляя». На то, что система синергетична указывает ее нестабильность, нелинейность, открытость, случайность, сложность и самоорганизованность. Определяются зоны нестабильности, разветвление путей развития, оптимальные пути развития по каждому ученику – изучение его состояния изнутри и извне. С.Л.Франк приводит указание Августина: «Не иди во вне, иди во внутрь; внутри человека обитает истина, и где ты найдешь себя ограниченным, там (внутри себя!) выйди за пределы самого себя».

 

Коллективные способы деятельности

История возникновения технологии коллективного взаимодействия теряется в глубокой древности. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский отмечал, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце 18 века Дж.Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). В США Дж.Дьюи пропагандировал групповую работу школьников как составную часть предложенного им «проектного метода обучения».В начале ХХ века русский педагог А.Г.Ривин сделал педагогическое открытие – самообучение в парах сменного состава (ПСС). В основе теории А.Г.Ривина лежат «три кита».

Читать дальше>>

 

Самоподготовка. Домашнее задание

Эффективность внеурочной работы с учениками и общая структура режима школы полного дня существенно зависят от организации режима выполнения домашних заданий. Структура учебных занятий слабых учеников предельно проста: более половины их внеурочной деятельности проводится в виде дополнительных заданий с учителем или их нет совсем. Отличник чаще всего перегружен не домашними обязательными заданиями, а индивидуальными добровольными занятиями. Один из парадоксов классно-урочной системы обучения: чем выше способности ученика, тем более непродуктивно расходуется его общеучебное время. Учащимся не хватает времени на самообразование, на разнообразную деятельность, развивающую их всесторонне и, прежде всего, интеллектуально.

      Читать дальше>>

 

Групповая работа

Организация групповой работы во второй половине дня в условиях безработицы и полного обнищания многих семей единственная бесплатная возможность занять ребёнка организовать его обучение и воспитание с учетом его возраста, индивидуальных способностей и интересов. Разновозрастный принцип построения групп во второй половине дня дает возможность сохранять и совершенствовать школьные традиции, накапливать опыт, непрерывно развиваться. Сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношения школьников. В таких коллективах непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим. Это в национальном духе народов Кавказа, в духе  традиций и обычаев горцев. Общность интересов, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь приводит к сплоченности группы.

   Читать дальше>>

 

Пары сменного состава

«Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. Для разных возрастных групп детей она составляет от 40% до 60% времени пребывания в школе. В основе ее лежит учебный труд, направленный на приобретение предусмотренных учебным планом и программами минимума образовательных знаний, умений и навыков». (Продленный день в школе: режим и организация досуга. Под редакцией О.А.Лосевой, М., «Педагогика, 1991 г.). Учебная деятельность в группе рассматривается нами как самостоятельная и совместная деятельность ученика с другими учениками и воспитателями. Во-вторых, эта деятельность направлена не только на усвоение знаний, но и на построение системы отношений, форм сотрудничества и общения. В-третьих, сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах образования.

         Читать дальше>>

 

Клубный час

Под коллективными способами деятельности мы понимаем и проведение дискуссионных собраний, которые проходят 2 раза в неделю, а 3 раза в неделю учащиеся собираются по микрокружкам, причем корректируются графики работ учреждений дополнительного образования, куда уходит часть детей после полдника. «Необходимость повышения конкурентноспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность и «заданный параметр» современной цивилизации» (В.Я.Пилиповский). Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение культурой дискуссий и полемики должно  стать одним из обязательных качеств каждого молодого человека. Проведение дискуссионных собраний во время клубного часа способствует объединению детей, здесь нет правых и неправых. Высказывая свое мнение публично, учащийся обретает уверенность в себе. В жизни умение отстаивать свою точку зрения, умение говорить связно и разумно поможет качественно изменить отношения между детьми.

   Читать дальше>>

 

Кружки  и  микрокружки
  
  

В масштабе года нагрузка учащихся с различной успеваемостью в образовательных кружках неравномерна. Обычно отличник вступает в кружки сразу же в начале учебного года. Средний ученик позже вступает в кружок или вместе с сильным, но посещает его нерегулярно. Приходят, движимые разными мотивами позже и слабые ученики, но чаще всего покидают занятия, переключаясь на более доступные и интересные для них виды деятельности. К весне даже у сильных учеников наблюдается утомление от напряженной учебной работы – число активных участников в предметных кружках падает, а интерес к другим внеурочным занятиям (культура, спорт) возрастает. Это естественно.

     Читать дальше>>

 
Компетентность воспитателя

(на основании материалов П.Шредера).

Воспитатель должен быть компетентным в знании программы эксперимента. Компетентное владение содержания образования предполагает следующее: он должен знать, что он делает, исследует, сообщает, обобщает и анализирует; разбирается в терминологии проекта.

1.1.Компетентность в методике.

Компетентность в методике предполагает: знание методов обучения и целей, которые с их помощью достигаются, уверенное владение этими методами; умение адаптировать методы к способностям и обучаемой группе; способность увлечь обучаемых; владеть инструментами интеллектуальной работы.

1.2. Социальная компетентность.

Социальная компетентность предполагает: способность уловить настроение участников занятий; способность находить общий язык с партнерами; знание людей; умение получать удовольствие от работы с людьми; создание условий успешного обучения для слабых и сильных, умение распознавать и разрешать конфликты.

1.3. Коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность включает в себя: умение вести беседу, умение организовать работу в парах, группах, речевая культура, умение достичь гармонии во взаимоотношениях с учащимися.

1.4. Компетентность в оценке собственных действий.

Компетентность в оценке собственных действий означает: постоянную рефлексию деятельности; готовность признать собственные ошибки и работать над их устранением, умение предвидеть трудности, принимать решения, согласовывать и адаптировать свою деятельность (твинпед).

      Читать дальше>>

Наш почтовый адрес: 361622, КБР, г.Тырныауз, ул.Мира 11