Учители о школе полного дня
 

Зинаида

Шишкина

преподаватель математики

 

                                

                                  Дорогу осилит идущий

Узнав состав группы микрокружка, учитывая возрастные особенности, знания учащихся, предлагаю задачи для общего решения на взвешивание, переливание, логику, комбинаторику, творческого характера, составляя разновозрастные пары. В этом случае и младшие и старшие находятся практически на одном уровнем и могут дополнять друг друга. Могу предложить задачи и одного уровня обучения, т.е. для одновозрастных пар. Составляя такие пары, учитывая психологические особенности учащихся, симпатии друг к другу. Пары не создаются на постоянно. Каждая из пар существует до окончания решения задания. Отчитались о решении задачи – пары не существует. В течение занятия ученик может оказаться в нескольких парах, где-то он будет лидером в решении задачи, где-то получит помощь при решении другой задачи. Конечно, работа в парах предполагается не на каждом заседании кружка. Если рассматривается какой-то новый тип решения задачи, то анализируют и обсуждают решение задачи все вместе, а на стадии закрепления полученных знаний и предполагается работах в парах сменного состава. Но все эти приемы не помогают и к середине учебного года все равно 2-3 ученика перестают ходить на занятия. Бывает, что и приходят в течение года 1-2 ученика, которые хотят попробовать свои силы в занятиях математикой. Обучение математике – это обучение решению задач. Задачи школьного курса можно условно разделить на два вида: стандартные и нестандартные.

Большинство школьных задач стандартные, т.е. для их решения необходимо лишь умение работать «по образцу», знать определенный алгоритм с помощью которого можно решить данный тип задач. Трудности, которые возникают при решении таких задач, носят технический характер; методика их преодоления известна – это тренировка в решении однотипных задач.

Но не все задачи стандартные, некоторые из них нельзя отнести к какому-то определенному типу. Встречая такие задачи на олимпиадах или на вступительных экзаменах, ученики не знают, что делать, объясняя это тем, что «таких задач в школе не решали». Потому важно, чтобы у ребят имелся определенный опыт решения задач, когда нужно проявить творчество и уметь выработать собственный метод их решения. При подборе задач следует придерживаться таких принципов:

1. В каждой группе из четырех-пяти задач должно быть две-три, решение которых доступно большинству учащихся. Одна задача – наиболее трудная, связанная с введением новой идеи.

2. Задачи располагаются сериями так, чтобы в каждой группе имелись такие, которые можно решить, опираясь на ранее решенные задачи. Задачи в сериях подбираются не столько по темам, сколько по типу рассуждений:

-        разбор случаев (перебор);

-        построение алгоритма;

-        доказательство от противного;

-        рассуждение по аналогии;

-        опровержение с помощью контрприема.

 

3. Однотипные задачи даются на продолжении длительного времени, что приводит к глубокому их усвоению.

4. Дополнительные задачи аналогичны решенным раньше – это позволяет добиться хороших результатов не только сильным ученикам.

Набрав группу и проведя несколько занятий в конце сентября, провожу тестирование с целью выявить исходное состояние образовательной подготовки.

Второй этап тестирования проводился в мае с целью увидеть итоговое состояние.

 

Таблица показателей правильного выполнения заданий учащимися 5,8 классов в кружке по математике СШ №2 г.Тырныауза

(в процентах)

Навыки

I

II

Прирост за год

Приемы быстрого, рационального счета

60

75

15

Решение стандартных задач

80

88

8

Решение нестандартных задач

50

62

12

Решение логических задач

46

53

7

Из таблицы видно, что с первыми навыками дело обстоит более менее нормально. Низкий показатель на первом этапе по навыку решения нестандартных задач и задач на логическое мышление учащихся. Это объяснимо: пятиклассники еще не так часто встречались с решением нестандартных задач и задачами на логическое мышление, а восьмиклассники за лето где-то подзабыли. К тому же в кружок пришли восьмиклассники, желающие улучшить свои знания по математике, не лучшие ученики по предмету.

 

 

Лиза

Будаева

преподаватель географии

 

                                     

                                              Отправляемся в экспедицию

 

В работе кружка «Юный географ» в основном применяется проектный метод. Проектами могут служить планы местности, составленные по действиям различных сказок, групповые проекты гипотетического материка, многие проекты могут строиться на основе туризма и путешествий. .Еще одна возможная тема проекта – составление «Памятки туриста», отправляющегося в какую-либо местность, в десяти пунктах которой требуется кратко изложить необходимые сведения о данной местности.

Создание «Памятки туриста» был первым проектом в работе нашего кружка. После изучения темы «Ориентирование на местности» и экскурсии учащиеся были объявлены членами комплексной физико-географической экспедиции, цель которой – изучение и исследование республики, в которой мы живет, Кабардино-Балкарии, итогами которой должна была стать «Памятка туриста, отправляющегося в Кабардино-Балкарскую Республику».

На первом этапе подготовки была обсуждена тема будущей игры и ее участники. В составе экспедиции ребята выбрали:

-        начальника экспедиции – Губжокову Оксану

-        помощника начальника – Геккиеву Алену

-        картографа – Индреева Залима

-        географа – Макитову Айдан

-        геолога – Кулову Альбину

-        климатолога – Мутагирова Эмира

-        ботаника – Байзуллаеву Санию

-        зоолога – Моллаеву Мариям

-        гидролога – Узденова Эльдара

-        фотографа – Байзуллаеву Танзилю

-        художника – Байсултанову Фатиму.

На втором этапе осуществлялась основная подготовка, которая шла в двух направлениях. Первое направление – это совместная или общая подготовка участников, ибо для успешного проведения игры все ее участники вне зависимости от своей конкретной роли должны хорошо ориентироваться в поставленной проблеме. Второе направление подготовки – индивидуальное, в ходе которого учащиеся изучали содержание проблемы в соответствии со своей игровой ролью, которую они должны представить к заранее установленному сроку.

В определенный день участники «отправляются» в экспедицию, т.е. начинают самостоятельно творческую работу. Срок игры – две недели. Все это время на специально выделенном стенде начальник экспедиции и его помощник помещали «телеграфные сообщения» о проводимых исследованиях, которые присылали участники экспедиции.

На итоговой конференции участники защищали результаты своих исследований. Ребятам замечательно удалась характеристика рельефа и строения природных зон и климата, были представлены замечательные рисунки и фотографии.

В итоге обсуждения всех собранных материалов была создана «Памятка туриста, отправляющегося в Кабардино-Балкарскую Республику».

 
 


Халимат

Малкарукова

преподаватель биологии

 

 

 

Ролевая игра как средство активизации речевой деятельности.

Дискуссионные собрания приводят к развитию активной речевой деятельности, умея общаться, ребята самоутверждаются в коллективе. Для тех ребят, кто скован в общении, не всегда владеет жестами и мимикой, даются ролевые игры такие, как «ролевые интервью», «стратегия в диалоге». Ролевые игры строятся на литературных сюжетах по произведениям Крылова, Чехова и т.д., где главное – содержание монологов, диалогов и реплик, которые будут произносить действующие лица.

Игра состоит из нескольких этапов:

    1. Организационный  (распределение ролей).
    2. Вхождение в роль.
    3. Игра роли.
    4. Коллективный анализ.

Играя, дети вовлекались в творческую деятельность, стимулировалась их активность, исчезала боязнь вступать в общение. Группы для игры создаются самими ребятами по их симпатиям и интересам. Первой игрой была творческо-ролевая игра «Студент и профессор» (эту форму работы можно использовать на всех уроках, т.к. она дает возможность повторять всю программу предмета).

Цель игры – ответить на вопросы сверстников и набрать большее количество баллов. Темой игры выбрали: «Много ли я знаю?» (по любому предмету).

Группа разделилась по 4 человека, где в роли «студента» выступал отвечающий ученик, а в роли «профессора» - ученик, задающий вопросы. По условию игры за каждый правильный ответ «студента», «профессор» дает фишку (бал), если же на заданный вопрос нет ответа – отвечает другой ученик команды.

Ход игры:

1. Группа делится на минигруппы по четыре игрока по собственному желанию детей.

2. Определяется «профессор» (выбор осуществляет группа), остальные – «студенты».

3. Называется тема (вопросы по теме составляет противоположная группа, в процессе игры идет обмен вопросами, вопросы составляются заранее).

  

4.      У каждой команды своя эмблема (свое название).

5.          Подсчет фишек (баллов) игроками. Выделение лучшего «студента» группы.

6.          Обсуждение игры (участвуют все).

Такая форма игры развивает интерес к чтению и расширяет кругозор. Игра мобилизует умственные возможности ребят, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины.

На начальных этапах такой формы игры все хотели быть «профессором» и «директором», но в дальнейшем эту роль отдавали желающему. Это показывает, что многие ребята хотят быть в центре внимания и быть признанными. Ролевые игры привели  к изменению взаимоотношений внутри группы. Не стало непризнанных, симпатии разделились более равномерно. В целом, характер общения стал более приятным, отношения толерантными.