УЧЕБНЫЙ ПЛАН ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (ИЦПК).

 

Школа полного дня на базе разновозрастных клубов с использованием коллективных способов деятельности, на базе СОШ №2 г. Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики.

 

Стратегической целью данного плана является создание модели инновационного центра повышения квалификации.

 Конкретная цель – разработка учебно-методического комплекса программы ИЦПК.

Желаемый результат – создание школы полного дня – предполагается достичь через:

Шаг 1. Учителя осваивают работу КСД в группах, знакомя с этой техникой детей, что приводит к повышению успеваемости школьников, улучшению отношений между участниками учебно-воспитательного процесса, повышению психологического комфорта в школе.

Шаг 2. Чтобы эффективно работать, учителю желательно самому участвовать в командной работе. Команда – группа учителей, которые объединяются для повышения эффективности своей педагогической деятельности.

Шаг 3. По мере накопления опыта работы КСД педагогический коллектив школы начинает сознательно и организованно перестраивать структуру работы школы, переходя к школе полного дня через коллективные способы деятельности.

Инновационный центр повышения квалификации, создаваемый на базе СШ №2 г.Тырныауза, стремится использовать командно-деятельностный подход переподготовки педагогических кадров.

Функции инновационного центра повышения квалификации:

1. Компенсаторные (забываются и утрачиваются профессиональные навыки).

2. Функция развития (знакомство с работой ФЭП СШ №2, коллективными способами деятельности придадут новый импульс для развития самой школы и ее педагогов).

3. Культурная функция (знакомство с уникальной природой Кабардино-Балкарии, с ее жителями и культурой этого края, безусловно обогатить участников курсов).

4. Социализация (возможность получения дополнительной специальности или овладение новой компетентностью.

Принцип работы инновационного центра повышения квалификации:

1. Установление доверия и уважения между договаривающимися сторонами.

2. Максимальное полное использование опыта работы участников процесса.

3. Принцип применимости и актуальности знаний.

4. Принцип «здесь» и «сейчас».

5. Принцип критического отражения.

 


 

Этапы повышения квалификации.

 

I этап. Подготовительный этап. Определяются цели и задачи курсовой переподготовки, проблематизация. Заключение договора. Уточнение программы пребывания в г.Тырныаузе и Приэльбрусье. Формирование команды (8-12 чел.) (Методика: «Построение эффективной команды» М.Белбина).

II этап. Этап рефлексивного осмысления конкретного опыта. Знакомство с работой СШ №2. Вступление в диалог.

III этап. Этап теоретического изложения. Проведение лекций, семинаров. Внутренний диалог.

IV этап. Этап активного экспериментирования. Моделирование опыта. Практическая работа.

V этап. Этап формирования собственной деятельности. Самостоятельная работа.

 

 

Дни

Время
Вид деятельности

Первый день

6 ч.

Знакомство с ФЭП СШ №2 г.Тырныауза

Второй день

6 ч.

Приоритеты современного образования (лекция, семинар, практическая работа)

Третий день

6 ч.

Школа полного дня (лекция, практическая работа, самостоятельная работа)

Четвертый день

6 ч.

Коллективные способы деятельности (лекция, семинар)

Пятый день

6 ч.

Коллективные способы деятельности (самостоятельная работа, практикум)

Шестой день

6 ч.

Заключительный

Круглый стол

 


 

I РАЗДЕЛ учебного плана.

Приоритеты современного образования

Цели раздела.

Педагоги должны усвоить:

- ориентацию на новую парадигму образования, которая определяется холистским мышлением, необходимым в условиях обострения глобальных проблем безопасности, экологических проблем и т.д.

- систему знаний о целях образования и необходимую для решения глобальных проблем методологию;

- практические навыки общения, необходимые в условиях современного образования.

Структура раздела включает:

-         лекции, семинары, практикумы.

 

Программа раздела

В лекциях должны быть раскрыты сущность и содержание следующих понятий и представлений:

-         мир как целостная система;

-         образование, готовящее к жизни во взаимосвязанном мире;

-         образование, направленное на обеспечение экономической, экологической, социальной безопасности;

-         мир сотрудничества как результат основанного на сотрудничестве образования.

На семинарах должны быть прояснены ключевые идеи, принципы и ценности:

-         идея холизма. История современных взглядов;

-         ненасилие как базовый принцип отношений между людьми;

-         права человека и толерантность.

В ходе практических занятий должны закрепляться навыки по обучению:

-         мирному разрешению конфликтов;

-         взаимному пониманию;

-         общению и сотрудничеству.


 

II РАЗДЕЛ

Школа полного дня.

Цели раздела.

Педагоги должны усвоить:

-         отличие школы полного дня от обычных школ и школ с продленным днем обучения;

-         функции школы полного дня;

-         специфику организации учебно-воспитательной работы;

-         особенности режима учебной и внеурочной деятельности в школе полного дня.

Структура раздела включает: лекции, практикумы, самостоятельную работу участников курсов.

 

Программа раздела.

В лекциях должны быть отражены сущность и содержание следующих понятий и представлений:

-         специфика школы полного дня;

-         организационно-педагогическая структура школы полного дня.

Во время практических занятий должны закрепляться навыки по обучению:

- построение режима и координации деятельности в школе полного дня.

В ходе самостоятельной работы участники курсов разрабатывают нормативно-правовые документы школы полного дня.

 


 

III РАЗДЕЛ.

Коллективные способы деятельности.

 

Цели раздела.

Педагоги должны усвоить:

-   основы технологии коллективного взаимодействия;

-   методические приемы, используемые на коллективных учебных и внеурочных занятиях;

-   организацию групповой работы в школе полного дня;

-   практические навыки работы в клубе, группе, парах сменного состава.

Структура раздела включает в себя: лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу.

 

Программа раздела.

В лекциях должны быть раскрыты сущность и содержание следующих понятий и представлений:

-   коллективные способы деятельности: страницы истории;

-   типы взаимодействий в школе полного дня;

-   принципы коллективных способов деятельности;

-   систематическая процедура рефлексии хода групповой работы.

На семинарах должны быть прояснены ключевые идеи, принципы и ценности:

-   идея КСД. История современных взглядов;

-   сотрудничество как базовый принцип отношений между людьми.

В ходе практических занятий должны закрепляться навыки по обучению:

-   отработка приемов формирования клубов, групп, пар;

-   приемы введения и использования КСД в учебный и внеурочный процесс.

Самостоятельная работа включает в себя разработку планов уроков, самоподготовки, кружковой работы, дискуссионного собрания.


 

 

Требования к обучению взрослых.

Педагог должен быть:

    1. способным к росту (растет сам);
    2. зависимым и пластичным, т.е. способным приобретать опыт (навык).

Нормальный взрослый, как и ребенок, постоянно растет. Различие лишь «в характере роста, обусловленном разными условиями» (Дьюи, с.51). Личность развивается по-разному в течение первой и второй половины жизненного цикла. В ходе первой половине жизни (35-40 лет) наступает время внешней экспансии. Силы созревания управляют ростом эго и раскрытием способностей к взаимодействию с внешним миром. Молодые люди учатся уживаться с другими и стараются завоевать как можно больше социальных наград. Затем наступает кризис середины жизни. Неудачи и конфликты происходят тогда, когда люди начинают цепляться за ориентиры и ценности первой половины жизни (пытаются сохранить внешнюю привлекательность, твердят о своих прошлых победах и т.д.). Во второй половине мужчины утрачивают часть своих агрессивных амбиций и больше времени уделяют личным отношениям с другими людьми, а женщины становятся более агрессивными и независимыми.

 

Первая половина жизни

Середина

(40 лет)

Вторая половина жизни

Развитие сознательного

Мужчина        мужское

Женщина        женское

Кризис, трансформация психики

Развитие бессознательного

Мужчина      женское

Женщина      мужское

Эти процессы нередко оказываются болезненными, так что взрослый человек невольно сопротивляется им. Поэтому создание оптимальных условий обучения и бережное отношение к людям очень важно, не говоря о предметности обучения. Розанов отмечал: «… Мы твердо можем быть уверены в достоинстве своих целей лишь тогда, когда знаем, что они совпадают с тем направлением, которое уже невидимо, неощутимо дано всемирной истории, уже существует в ней» (с.23).

Очень важно не столько представить учителю методы работы с детьми, сколько сработать на личностное и профессиональное развитие самого учителя.

                                Я услышал, и я забыл;

                                Я увидел, и я запомнил;

                                Я сделал, и я запомнил.

                                                        Китайская притча.

Коллективные способы деятельности в процессе педагогического общения привносят в классы и аудитории нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности смыслового образования.

Как и всякое сильнодействующее средство эта деятельность должна осваиваться под наблюдением «из рук в руки», лучше всего на курсах. Однако, очень важен вопрос об участниках таких курсов, потому что, как показала практика, в силу своих личностных качеств от 2% до 5% преподавателей не могут освоить паритетные, открытые отношения с учебной группой, оставаясь вполне профессионально умелыми в традиционном методе обучения. Даже те преподаватели, которые проявляют явную заинтересованность в своей переподготовке признаются в очень большом напряжении, которое потребовало освоение коллективных способов деятельности. А нужно ли переучивать? Высокий уровень коммуникативных умений продемонстрировали только 15% учителей школы, а более 25% показывают низкий уровень таких умений (для этой группы свойственна безапелляционность суждений, однозначность выводов, авторитарная позиция в целом). Многие исследователи пришли к выводу, что причиной кризиса в образовании является позиция учителя по отношению к ученикам. Джон Холт в монографии «Вместо образования: «Как помогать людям достигать успехи» пишет: «Подготовка учителей строится таким образом, что эти люди начинают ощущать себя учителем с большой буквы – человеком, поставленным на пьедестал  и общающимися с миром и учениками с пьедестала». В качестве альтернативы Дж.Холт вместо учительского образовывания предлагает просто делание что-то вместе. Он предлагает различать учителя (занимающегося образованием своих учеников, подтягиванием их до заданного уровня) и учителя (помогающего учащимся в их собственной учебной активности). На наш взгляд эта роль требует знания технологии коллективного взаимодействия.

 

Диагностика психологической готовности учителей

к проведению инновационных изменений. (по материалам  Н.П. Дерзковой.

В таблице перечислены основные инновационные изменения, которые с начала 90-х годов наблюдаются в школах.

Инструкция: используя 4-х бальную шкалу, оцените каждую пару характеристик с точки зрения готовности учителей перейти от традиционного обучения к инновационному: 1 – против введения, не готовы вводить данное изменение; 2 – нужно подумать, есть большие сомнения; 3 – психологически готовы провести изменения после соответствующей подготовки; 4 – изменения полностью подготовлены и практически уже вводятся.

 

Традиционное обучение

1

2

3

4

Инновационное обучение

Основное требование к процессу обучения – строгое выполнение учебной программы.

 

 

 

 

Гибкость процесса обучения, возможность варьировать учебную программу.

Узкая предметная направленность в содержании учебного материала, отсутствие межпредметных связей.

 

 

 

 

Интеграция предметного содержания.

Передача базовой информации, преобладание эмпирических знаний, формирование эмпирического мышления.

 

 

 

 

Преобладание теоретически обоснованных знаний, обобщенных понятий и умений, обучение логическим способам деятельности, формирование теоретического мышления, способности к творчеству.

Формирование предметной компетентности школьников. Учебный процесс полностью опирается на рекомендованный учебник или учебное пособие.

 

 

 

 

Учебник не является доминирующим источником информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности. .Формирование социальной и других видов компетентностей, практического мышления.

Опора на авторитет учителя.

 

 

 

 

Опора на аналитическую деятельность самих учащихся.

Объяснительно-иллюстративные методы преподавания.

 

 

 

 

Самостоятельная исследовательская и экспериментальная работа учащихся.

Преобладание фронтальной работы с классом.

 

 

 

 

Работа в группах, парах постоянного и сменного состава, индивидуальная работа.

Большая властная дистанция между учителем и учеником.

 

 

 

 

Минимизация властной дистанции между учителем и учеником, возможность критики точки зрения учителя со стороны учащихся.

Стремление добиться от каждого ученика установленных (обязательных) результатов обучения.

 

 

 

 

Отказ об обязательности достижения всех результатов обучения каждым учеником, ориентация на индивидуальные возможности учащихся, расширение критериальной базы.

Наличие общего для всего класса плана деятельности на уроке, единого комплекса учебных пособий и дидактического материала.

 

 

 

 

Наличие разработанного для каждого ученика комплекта дидактического материала, соответствующего его личным учебным задачам, обеспечивающего индивидуальный темп продвижения в обучении.

Наличие отметки. Результаты тестов и контрольных работ – единственный источник информации об уровне знаний и умений учащихся.

 

 

 

 

Замена (дополнение) цифровой отметки развернутой качественной оценкой. Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимися к конструированию нового знания, и его процесс в обучени.

Контроль и оценка учебный достижений осуществляется в отрыве от процесса обучения.

 

 

 

 

Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем, как реально протекает процесс обучения.

Минимум использования технических средств обучения.

 

 

 

 

Обучение с использованием широкого спектра технических средств.

 


 

Мотивация достижений и мотивация избегания неудач.

 

Добавляя к фразам «я хочу», выберите 7 наиболее актуальных для вас желаний (или дополните список важными для Вас достижениями).

Проставьте баллы в каждой из шести колонок, оценив по 9-ти бальной шкале степень Вашей активности для достижения желаемого:

1.      Незамедлительность действий для достижения задуманного.

2.      Активность действий в выбранном направлении.

3.      Проявление собственной инициативы, изобретательности.

4.      Готовность к риску.

5.      Настойчивость, упорство в достижении поставленной цели.

6.      Нацеленность на устранение возможных препятствий.

Подсчитайте сумму баллов и проставьте общую сумму напротив каждого из выбранных желаний в колонке «Сумма».

 

№№

п/п

Желаемые достижения

Степень активности

Сумма

1

2

3

4

5

6

1.

Финансово обеспечить свое будущее и будущее близких.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Стать влиятельным человеком в своей организации, в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

3.

Исключить возможные неудачи, провалы в профессиональной деятельности, личной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

4.

Завоевать достойное место в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

5.

Иметь возможность приобретать красивые вещи.

 

 

 

 

 

 

 

6.

Заниматься интересным делом.

 

 

 

 

 

 

 

7.

Приобретать новые знания и умений, получать новую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

8.

Уйти от неприятностей.

 

 

 

 

 

 

 

9.

Развивать свои способности.

 

 

 

 

 

 

 

10.

Идти в ногу со временем.

 

 

 

 

 

 

 

11.

Быть не хуже других.

 

 

 

 

 

 

 

12.

Научиться использовать свои способности и сильные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

13.

Иметь постоянных собеседников.

 

 

 

 

 

 

 

14.

Завоевать признание и уважение окружающих, значимых людей.

 

 

 

 

 

 

 

15.

Обеспечить себе комфорт.

 

 

 

 

 

 

 

16.

Внести свой вклад в общее дело.

 

 

 

 

 

 

 

17.

Быть «при деле».

 

 

 

 

 

 

 

18.

Избавиться от проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Больше 36 баллов – ярко выраженный мотив достижения, ниже 24 баллов – мотив избегания неудач.


 

Эксперты о работе средней школы №2.

Первый раз в жизни вижу школу, где так прямо и открыто говорится о главных законах жизни-споре без ненависти, любви с состраданием.

(Гениева Е.Ю., президент института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Вторую школу г.Тырныауза возглавляет Гулиев Х.О. Это директор-философ, директор-гуманист. Школа имеет статус федеральной экспериментальной площадки. Во второй половине дня все ученики расходятся по четырем разновозрастным группам: «Наука», «Техника», «Искусство», «Спорт», которые делятся на специализированные и профилированные мини-группы, где ребята занимаются по избранному ими профильному направлению.

Педагоги много делают для воспитания толерантного сознания школьников. Ханапи Османович рассказал о работе педагогов над понятием «Альма-матер», над конвенцией о правах ребенка, показал «Письмо к ученику», текст, который не может не оставить равнодушным ни одного человека, входящего в школу. (Марк Поташник, академик Российской академии и образования, доктор педагогических наук, профессор.)

Народное образование №6, 2001 г.

Желаем вам жить и работать, сообразуясь с девизом:

Мы стоим на верном пути!

Мы стоим на верном пути!

Мы стоим на верном пути!

Мы стоим! А надо – идти!!!

Успехов вашей школе.

(Моисеев А.М., эксперт мегапроекта «Развитие образования в России».)

Авторы проекта создали такие формы жизни, которые стали для ребенка фактами его самореализации. Ведь нелегко делить жизнь ребенка на учебную и послеурочную часть. Суть учебной работы в уникальной идее самообучения детей, в их взаимосвязанности и взаимодополнении. (Профессор В.Ремизов).

На меня работа ФЭП производит сильное впечатление. Личностно-ориентированным центром является ученик и в какой-то степени учитель. Здесь есть выигрыш в другой сфере, воспитывается человек с активной жизненной позицией, умеющий высказывать свою мысль не стесняясь. Дети пытаются оценить и свои действия, и действия взрослых. Этот опыт уникален. (Муртазов З.М., координатор РСК, начальник отдела МОН КБР.)

В школу влюблена с прошлого года. Эта школа – школа для ребенка. Атмосфера очень добрая, дети любят школу, друг друга, себя. На клубных часах удивительная атмосфера причастности. На дискуссионных собраниях дети очень живые, пытаются отвечать на важные вопросы. Имеют свою точку зрения на все. (Жарикова Е.В., зав лаборатории психолого-педагогической диагностики и мониторинга ИПК КБГУ).

Восхищаюсь Вашей деятельностью. Желаю счастья, творческих успехов! (М.Мусарский, куратор Мегапроекта, ректор «Академии администраторов образования»).

Где есть спор – есть работа. Кому-то нравится, кому-то нет. Это естественно. Школа открытая, имеет свое лицо. Дети говорят. (Джаппуева Т. Б. кпн, начальник управления образования Эльбрусского района КБР)


 
Назад