Пары сменного состава

«Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. Для разных возрастных групп детей она составляет от 40% до 60% времени пребывания в школе. В основе ее лежит учебный труд, направленный на приобретение предусмотренных учебным планом и программами минимума образовательных знаний, умений и навыков». (Продленный день в школе: режим и организация досуга. Под редакцией О.А.Лосевой, М., «Педагогика, 1991 г.). Учебная деятельность в группе рассматривается нами как самостоятельная и совместная деятельность ученика с другими учениками и воспитателями. Во-вторых, эта деятельность направлена не только на усвоение знаний, но и на построение системы отношений, форм сотрудничества и общения. В-третьих, сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах образования.

Реорганизация ГПД ведет к изменению учебно-воспитательной работы в целом по школе, что выражается в изменениях структуры урока, отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом привело к тому, что учебная деятельность школьников в ГПД стимулирована особого рода мотивацией, которая проявлялась в том, что индивидуальная деятельность учащегося вводилась в качестве компонента в систему коллективной, групповой деятельности и как таковая с необходимостью контролировалась, оценивалась и санкционировалась членами группы. Следовательно, деятельность учащегося субъективно выступала для него как социально значимая. Группа стимулировала работу каждого ученика в отдельности, заставляла его энергичнее и дисциплиннированее работать, тем самым повышалась эффективность учебной деятельности учащихся.

Формируется не только сплоченная группа, что само по себе важно, но и складывается и «школа – дома». Более того, учебная группа представляет собой «коллективного учителя» и «коллективного ученика» одновременно. Таким образом, процесс, основанный на парах сменного состава динамичнее по сравнению с сегодняшним учебным процессом.

 

Вот примерно как организована работа.

Состав группы: 25 человек.

Подгруппы по 5 человек.

Каждая подгруппа как самостоятельно так и с помощью преподавателей изучает одну из тем, или выполняет домашнее задание. Затем каждый слушатель подыскивает себе партнера, усвоившего другую тему по карточке. Произведя обмен карточками, т.е. обучив друг друга соответствующими понятиями и проконтролировав знания друг друга по соответствующей теме контрольными вопросами. Слушатели меняют партнеров. Каждый ученик осваивает все карточки; занятия со своей группой; преподаватель отвечает на возникшие вопросы и проверяет полученные знания. Старшие в группе работают друг с другом и учителем.

Алгоритмы работы в группе по парам.

А. Каждый может объединиться в пару в любым учеником.

Б. Каждая пара берет задание, и каждый из партнеров объясняет задание. Ключевые слова записываются.

В. Работа пары считается оконченной, когда каждый из партнеров усвоил задание.

Г. По окончании работы пара распадается и дети ищут себе партнера по прежнему правилу.

Хорошо усваивается учебный материал вследствие того, что каждый подходит к изучаемому предмету в двойственном качестве: как ученик и как учитель. Этот метод предполагает значительно более активную позицию обучаемого в познавательном процессе, что повышает количество информации, остающейся в долговременной памяти. Жизнеспособность алгоритма доказывается тем, что она:

а) обладает минимальной работоспособностью (потенциально заложена возможность работать каждой паре);

б) любой ученик, отработав в одной паре, имеет возможность перейти в следующую и т.д.

в) после окончания работы одной пары найдется другая пара, окончившая работу.

От воспитателя в группе требуется организовать процесс работы и консультировать учащихся. А сама группа представляет собой «коллективного учителя» и «коллективного ученика» одновременно. С течением времени функции взрослого все более усложняются.

Достоинства работы в малых группах:

-   размер группы позволяет каждому из участников высказаться. Любой из них получает возможность принять участие в выборе предмета и решений поставленной задачи;

-   многие стесняются выступать перед большой аудиторией, а малая группа позволяет участвовать в обсуждении и преодолевать застенчивость;

-   малые группы работают без непосредственного руководства воспитателя. Тем самым членам группы приходится самостоятельно распределять обязанности и налаживать сотрудничество (приходится разрешать конфликты, в том числе межличностные).

В зависимости от задачи и желанию детей работа по группам может проводиться как по единой теме, так и по разным.

Вот как проходит у воспитателя Жашуевой Р.И. работа в клубе «Факел» в 8 – классников.

 

Все члены группы:

1.      Читают текст, знакомятся с проблемой.

2.      Обсуждают в группе проблему, текст.

3.      Самостоятельно готовятся индивидуально.

4.      Сверяются контрольными вопросами и ответами.

5.      Работают в ПСС (пары сменного состава)

6.      Рефлексия.


  

 

 

Члены группы:

  1. Распределяют вопросы.
  2. Самостоятельно готовятся.
  3. Сводят воедино работу групп.

 

Работа в группе существенно влияет на первую половину дня. Ориентация на формирование личности ответственной и самостоятельной вступает в противоречие «со скрытым содержанием» традиционной методики: организацией классных занятий, способами доминирования и подчинения и т.п., системой контроля за качеством образования. Это привело и к изменению продолжительности отдельных этапов урока, продолжительность некоторых увеличивается за счет сокращения других:

Традиционный урок

 

  


 

I.

 

  


 

II.

 

Условные обозначения:

О.М.                         – организационный момент;

П.Д.З.                       – проверка домашнего задания;

О.Н.                         – объяснение нового;

З.                              – закрепление;

Д.З.                          – домашнее задание.

 

Со временем эта тенденция увеличивается. Объем дачи письменных работ тоже должен уменьшиться, уступая место творческой и устной работе.

Ситуация продуктивного учебного взаимодействия позволила реализовать не только познавательные мотивы учения, но и мотивы самоутверждения и самосовершенствования.

В ходе работы претерпевает изменение система взаимодействия ученика с окружающими. Прежде всего направленно изменяются взаимодействия в системе «воспитатель – ученик». Совместная деятельность учителя с учеником в своем развитии проходит ряд фраз:

1. Воспитатель подсказывает и корректирует выполнение домашнего задания учениками.

2. Воспитатель только организовывает работу группы, весь состав действий и операций выполняется учениками самостоятельно.

3. Воспитатель сообщает учителю-предметнику актуализировать то или иное правило, выявляет типичные ошибки и концентрирует внимание учителя на их устранение.

4. Воспитатель консультирует и доброжелательно оценивает деятельность учащихся по рейтинговой системе. (За выполненные задания учащиеся получают баллы, определенная сумма которых освобождает их от зачета по теме или соответствующая оценка в журнал – в плане).

А вообще воспитателю необходимо «ловить» учеников на хороших поступках, работах и поощрять их одновременно. С изменениями форм сотрудничества в системе воспитатель-ученик, организуются и перестраиваются формы сотрудничества детей друг с другом.

Первая фаза – разделенное действие: ученики небольшими подгруппами, из детей разных уровней подготовленности и возраст выполняют домашнюю работу. Каждый изучает небольшой объем материала и объясняет его товарищу, выслушивая такой же объем от него.

Вначале один ученик читает из книги небольшой отрывок (7-10 строк), включающий в себя законченную мысль. Вместе они обсуждают, формулируют, редактируют и записывают заголовок. Затем свой отрывок читает другой. Снова обсуждают, снова ищут заголовок и т.д.

На  этой фазе индивидуальный вклад учащегося в совместное творчество осуществляется спонтанно.

Вторая фаза – индивидуальный вклад каждого учащегося определяется задачей консультации и коррекции своих знаний. На этой фазе составляются карточки, опорные листки, конспекты.

Третья фаза – каждый учащийся выступает одновременно и как учитель и как ученик, как субъект и объект контроля. Ученик осваивает роль действующей личности в процессе решения всех учебных задач, у него формируется активная жизненная позиция.

Некоторые учителя пришли к необходимости отказа от контроля в его обычном виде. Если упражнение выполнено в группе, не надо его повторять в классе (ради контроля), лучше предложить аналогичный пример или текст. Это важно для того, чтобы учащиеся не воспринимали домашнее задание как тягость, а как условие успешно участия в общей работе или заменяли репродуктивное задание на творческую работу во второй половине дня.

Например, в курсе биологии при изучении основных групп растений и животных возможно проведение исследовательской работы в два этапа: а) теоретический – выполняется учащимся в классе. На этом этапе осуществляется теоретический анализ проблем в деле защиты охраняемых растений или животных; б) практический – изучение реального  состояния популяций охраняемого вида, которое выполняется во время работы клубов.