Кружки и микрокружки.

 

В масштабе года нагрузка учащихся с различной успеваемостью в образовательных кружках неравномерна. Обычно отличник вступает в кружки сразу же в начале учебного года. Средний ученик позже вступает в кружок или вместе с сильным, но посещает его нерегулярно. Приходят, движимые разными мотивами позже и слабые ученики, но чаще всего покидают занятия, переключаясь на более доступные и интересные для них виды деятельности. К весне даже у сильных учеников наблюдается утомление от напряженной учебной работы – число активных участников в предметных кружках падает, а интерес к другим внеурочным занятиям (культура, спорт) возрастает. Это естественно.

В режиме внеурочной образовательной работы школы полного дня должны быть учтены и разные уровни успеваемости учащихся, сезонность нагрузок учебной работы, колебания интересов.

Весь уклад и режим работы школы прежде всего определяются выполнением учебного плана. Внеурочная работа по отношению к этой главной деятельности школы является строго подчиненной. Вместе с тем, многообразие ее видов и форм позволяет создавать самые различные комбинации режима дня, недели, года.

Особое значение придается в школе полного дня на создание условий для занятий любимым делом. Если в 1999 году мы начинали с работы 7 кружков и секций, в 2000-2001 г. их было 15, а в 2001-2002 учебном году их стало 22.

Нормы, правила, содержание работы определяется взрослыми и детьми. Мы выдвигаем одно условие, чтобы работа в кружке не была продолжением или отработкой материала урока. Формы и способы действия строго не регулируются и не регламентируются.

Образовательное направление характеризуется нарастанием участия мальчиков в этих кружках. Отсюда следует, что при планирование сети предметных кружков надо предусмотреть пути вовлечения в них побольше мальчиков.

Технико-трудовое направление, как и физкультурно-спортивное, ярко выраженное «мальчишеское».

Эстетическое направление характеризуется большой активностью девочек.

Участников кружков и секций часто привлекает вначале не содержание образования, а симпатии друг к другу, форма получения знаний, а уже вслед за этим приходит и увлечение делом. Поэтому переходы детей из кружков считаем делом естественным, соответствующим его склонностям и возможностям.

Возможность заняться любимым делом после выполнения домашних заданий стимулирует ребят к интенсивной работе, к рациональному использованию времени в своей учебной деятельности, что обеспечивает быструю «врабатываемость», воспитывает привычку работать быстро, без отвлечений.

Образование – дороге к свободе. Свобода позволяет воспитателю лучше узнать детей. Свобода движения и есть средство свободы мысли и суждений, благодаря которой человек может двигаться к выбранной цели. «Идеальная цель образования – научить самоконтролю» Дьюи, с.356.

Снимается монотонность недельного режима за счет наличия в нем двух выходных.

Кроме того, в две недели раз проходит какое-либо общешкольное мероприятие. Кстати сказать, в течение года проводятся следующие традиционные праздники:

1.        День знаний. (сентябрь)

2.        День самоуправления (на день Учителя все функции в школе выполняют ученики с большим праздничным концертом (октябрь).

3.        День толерантности (праздник с ролевыми играми, фрагментами спектаклей, с приглашением гостей, защитой проектов (ноябрь).

4.        Новый год (декабрь).

5.        День любви (с концертом, с вручением валентинок и т.д.).

6.        День защитника Отечества (февраль).

7.        8 Марта (праздничный концерт для мам).

8.        9 мая – День Победы.

9.        День школы – 19 мая.

10.     Последний звонок (май).


 

По количеству времени, расходуемого во второй половине дня на выполнение домашнего задания, по отношению к ней и по активности на собраниях и кружковой работе учащиеся были распределены нами по четырем группам.

№№

п/п

 

 

Типы учащихся

 

 

 

Кол-во уч-ся в %

Еженедельные затраты времени

(в час.)

Домаш­ние зад­ания

 

Занятия в кружке

Участие в собран­иях

Участие во внеклас­сных меро­приятиях

1.

Активно-деятельный

39,2

24-37

5-9

2

2-2,5

2.

Рационально-избира­тель­ный

32,8

18-36

3

2

1-1,5

3.

Пассивно-созерца­тель­ный

16,8

12-18

1

2

-

4.

Учащиеся с эпизодичес­ким участием во вне­уроч­ной деятель­ности

11,2

7-12

1

1

-

* Активно-деятельные: равномерно распределяют свое время. Умеют планировать свою деятельность. Ведут дневники систематически. Обладают стремлением к многосторонней деятельности.

* Рационально избирательные: привлекает интерес к какому-либо занятию. Принимает активное участие в мероприятиях, если его интересы совпадают с общественными. Ведет дневник не постоянно.

* Пассивно-созерцательные: сильно развита потребность в общении со сверстниками, но отсутствует интерес к разным видам деятельности. Не ведет дневник.

* Учащиеся с эпизодическим участием во внеурочной жизни выполняют домашнее задание и участвуют в работе пар сменного состава, но избегают работы кружков, собраний. Среди них выделяются: учащиеся с медицинскими противопоказаниями к длительному пребыванию в школе и ученики конфликтующие со сверстниками.

С учетом мнений учащихся, учителей и родителей выявились основные требования к режиму внеурочной деятельности учащихся в течение дня, недели, четверти, года.

Ежедневно.

В школе функционирует не менее 22 кружков по самым различным направлениям. Занятия в клубах после выполнения домашних заданий и чередуются с пребыванием на воздухе, трудом, общественными поручениями. КСО сочетается с индивидуальными, групповыми формами работы.

Соблюдаются основные физиолого-гигиенические требования: своевременный прием пищи, соответствие содержания деятельности возрастным и индивидуальным особенностям, чистота помещений, их освещенность, регулярное проветривание, техника безопасности и т.п.

Еженедельно.

Каждый ученик активно участвует в клубной деятельности. Воспитатель помогает выбрать кружки, чтобы виды деятельности в них отличались по своему  содержанию, дополняя друг друга. Каждый ученик имеет индивидуальный режим деятельности, исходя из общего распорядка и особенностей домашних условий.

Каждую четверть.

Устраиваются смотры результатов клубной деятельности (соревнования, фестивали, отчеты), контроль за посещаемостью, успехами каждого ученика, пропаганда клубной деятельности (через СМИ, стенгазеты). По окончании каждой четверти, в каникулярное время, усиливается внимание к организации активного отдыха (лагеря при школе). Инструктивные занятия с воспитателями.

Ежегодно.

Осуществляется единая система планирования клубной деятельности. Проводится педагогический совет по итогам клубной работы. 19 мая, на День школы проходит годичный отчет, подводятся итоги и проходит награждение по различным номинациям. Постоянно действует ВТК.


 

 

№№

п/п

Наименование кружка

Количество учащихся

% охвата учащихся

Количест_во занятий в неделю и продолжи_тельность

Всего

Из них девочек

Из них мальчиков

1.

«Химик»

8

8

-

6,4

По 1 ч. 3 р. в нед.

2.

«Кенгуру»

18

15

3

14,4

По 1 ч. 2 р. в нед.

3.

«Юный географ»

17

13

4

13,6

По 1 ч.3 р. в нед.

4.

«Флора»

6

6

-

4,8

По 1 ч. 3 р. в нед.

5.

«Юный психолог»

8

6

2

6,4

По 1 ч. 3 р. в нед.

6.

«Эколог»

10

7

3

8

По 1 ч. 3 р. в нед.

7.

«Библио­теч­ное дело»

14

7

7

11,2

По 1 ч. 3 р. в нед.

8.

«Живое слово»

22

18

4

17,6

По 1 ч. 3 р. в нед.

9.

«Что? Где? Когда?»

23

15

8

18,4

По 1 ч. 3 р. в нед.

10.

«Театр»

13

8

5

10,4

По 1 ч. 3 р. в нед.

11.

«Киндер»

17

12

5

13,6

По 1 ч. 3 р. в нед.

12.

«Джентльмен шоу»

11

6

5

8,8

По 1 ч. 3 р. в нед.

13.

«Интерес­ный досуг»

10

10

-

8

По 1 ч. 3 р. в нед.

14.

Техничес­кий кружок

8

-

8

6,4

По 2 ч. 2 р. в нед.

15.

«Юный гид»

7

1

6

5,6

16.

Волейбол

10

10

-

8

По 1 ч. 5 р. в нед.

17.

Бокс

5

-

5

4

18.

Инфор­матики

90

48

42

72

По 40 мин. 5 р. в неделю

19

«Тяжелая атлетика»

2

-

2

1,6

3 р. в неделю

20.

ДШИ

5

5

-

4

4 р. в неделю

21.

«Вокал»

6

5

1

4,8

По 2 ч. 2 р. в нед.

22.

«Каратэ»

2

-

2

1,6

3 р. в неделю

23.

«Картинг»

2

-

2

1,6

3 р. в неделю

24.

«Нацио­нальные танцы»

4

2

2

3,2

По 2 ч. в неделю

25.

Посещают несколько кружков

72

50

22

57,6