Групповая работа.

Организация групповой работы во второй половине дня в условиях безработицы и полного обнищания многих семей единственная бесплатная возможность занять ребёнка организовать его обучение и воспитание с учетом его возраста, индивидуальных способностей и интересов.

Разновозрастный принцип построения групп во второй половине дня дает возможность сохранять и совершенствовать школьные традиции, накапливать опыт, непрерывно развиваться. Сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношения школьников. В таких коллективах непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим. Это в национальном духе народов Кавказа, в духе  традиций и обычаев горцев. Общность интересов, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь приводит к сплоченности группы.

Сложившиеся в последнее время принципы комплектования групп продленного дня, режим, методы работы не отвечают требованиям, выдвинутым перед школой 21 века.

Одни и те же предметники – воспитатели, вынужденные в силу  известных причин дорабатывать и прирабатывать превращают занятия в группе в дополнительные сроки с использованием всего арсенала свойственных им методических приемов. Клубные  часы из-за того, что собраны дети одного класса или одного возраста сводятся к чтению книг, беседам на темы воспитания или в часы подготовки к общешкольным  мероприятиям. Все это приводит к высокой утомляемости детей, их нервному перенапряжению. Искажается сама идея продленного дня.

Мы в начале года объявляем конкурс (тендер) учителей – воспитателей, желающих работать во второй половине дня, и каждый ученик имеет возможность пойти в тот клуб, который ему интересен. Клубы многопрофильны, потому что количество детей пробующих себя в разных видах деятельности увеличилось вдвое. Если раньше переходы были часты, то теперь их количество резко уменьшилось.

 

Бывая на уроках, обращает на себя внимание то, как педагоги непродуманно комплектуют группы. Если работа парная, то в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Естественно все это снижает эффективность совместной работы.

В зависимости от конкретной ситуации групповая работа в клубе организовывается по-разному. Группы создаются временно (на один день или несколько дней) в зависимости от решаемых задач и поставленной проблемы или бывают постоянными. Постоянные группы создаются на длительный период времени. Их главная задача – обеспечить взаимопомощь, моральную и интеллектуальную взаимную поддержку членов группы для достижения высоких учебных результатов. Каждый участник группы ощущает свою принадлежность к клубу, команде, испытывает чувство защищенности.

Однако работа не всех групп может быть одинаково эффективной и для этого недостаточно собрать людей в одной аудитории. Группа становится эффективной тогда, когда члены ее ощущают необходимость работать вместе и идут на это активно и сознательно. В нашем случае это проходит абсолютно добровольно, потому что  школьники чувствуют ответственность за успешность работы всей группы. При помощи воспитателя группа постоянно анализирует свою деятельность, что помогает продвижению вперед, повышает качество работы и постепенно превращает ее в сплоченную команду.

В расчет берется два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа)  учебных успехов. Группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе с учетом характера межличностных отношений учащихся.

А.Ю.Уваров выделяет следующие группы:

* псевдогруппы – объединения учащихся, от которых требуют работать вместе, но у которых нет ни желания, ни нужды. Они встречаются, но не стремятся ни работать вместе, ни помогать друг другу.

* Традиционные (обычные) учебные группы – образуются школьники, которые принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. Взаимозависимость здесь невысока. Задачи, как правило, не требуют для своего решения коллективных усилий. Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем работают индивидуально. Достижения оцениваются каждого индивидуально, а коллективная оценка отсутствует.

* Эффективные группы – члены таких групп не только принимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Их работа ориентирована на общую цель – эффективное учение всех.

Общая цель создает дополнительный мотивационный фактор. Школьники чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Они не только обмениваются информацией друг с другом, но и оказывают помощь друг другу. Члены группы осваивают умения, необходимые для успешной совместной работы. Группа анализирует успешность своей деятельности.

«Принцип развития опыта через взаимодействие означает, что образование по своей сути социальный процесс. Взаимодействие реализуется в той мере, в какой отдельные люди составляют социальную группу» (Дьюи, с.352). А.Ю.Уваров приводит шесть теоретически обоснованных и практически проверенных утверждений, описывающих условия, которые  необходимо соблюдать, чтобы группа совместно работающих учащихся становилась эффективной группой:

1.      Позитивная взаимозависимость.

Члены группы чувствуют, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого условия, преподаватель:

-         устанавливает  общие (групповые) цели;

-         вводит систему наград и поощрений;

-         распределяет материал и информацию;

-         определяет роли для каждого члена группы.

2.      Непосредственное взаимодействие членов группы.

Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.

3.      Индивидуальная оценка результатов.

Постоянное подчеркивание индивидуальной ответственности и оценивание каждого ученика.

4.      Обучение навыкам групповой работы.

             Изучение приемов общения, техники руководства, процедуры принятия решения, разрешения конфликтов.

5. Рефлексия.

Предоставляется специальное время и правила для анализа эффективности своей работы, оценка использования навыков групповой работы.

5.      Сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся.

Формирование малых групп
(по материалам П. Шредера)

Разделение по принципу чистого случая.

Подобное деление на группы можно проводить, предложив участникам рассчитаться. Например, если нужно сформировать три группы, то участники рассчитываются на «первый – второй – третий». В зависимости от номера каждый попадает в свою группу. При таком способе с высокой вероятностью «приятели» оказываются в разных группах, поскольку чаще всего сидят рядом.

Случайное распределение можно проводить, разделяя сидящих на примерно равные по количеству группы. В этом случае «приятели» попадают в одну группу, что часто является преимуществом, особенно если у участников еще мало опыта в групповой работе.

Случайное распределение возможно и по месяцам рождения, по первым буквам фамилии, имени и т.п.

Случайное распределение с последующей поправкой.

Такой подход оправдан в трех случаях, когда требуется, чтобы в каждой группе был по крайней мере один участник, обладающий определенными специальными знаниями. Таких участников можно выявить заранее, либо перераспределять после образования групп.

Тематическое распределение.

В этом случае группы формируются по склонностям участников, которые вызываются сами или записываются на плакате. Особая форма распределения – действие по принципу «ищейки», когда для каждой группы выделяется ограниченное число мест и участники распределяются сами.

Ксендзова выделяет следующие виды парной работы:

* статистическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель – ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

* динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

* вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.