Что такое школа полного дня?

 

 Преимущества школ продленного дня в решении задач образования, обеспечения развития учащихся состоят в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно после уроков остаются в школе, им обеспечивается возможность заниматься в благоприятных условиях, горячее питание, помощь при выполнении домашнего задания. Вряд ли нужно говорить о неоценимой помощи продленного дня для работающих родителей, тем семьям, где нет необходимого надзора и условий для занятий и отдыха ребенка.

 

Развитие школы с продленным днем шло, прежде всего, по пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, привлечении специалистов к организации во внеурочное время кружков, студий, секций, различных клубов.

Эти незначительные преобразования открыли широкие возможности построения более рациональной и эффективной системы внеурочной деятельности учащихся и всего режима работы школы. Появились ростки школы нового типа – школы полного дня.

 

Школа полного дня очень сложное организационно-педагогическое и социальное явление. Наш интерес к ней вызван тем, что она может решить практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач школы-интерната и, что не менее важно, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, с социумом. Используя средства в пределах, установленных для организации продленного дня, эта школа имеет возможность избежать многих сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

Само понятие «продленный день» относится к режиму группы учащихся (в основном средних классов), которые после уроков остаются в школе, под наблюдением воспитателя гуляют, обедают, готовят домашние задания, а в оставшееся время играют или читают.

Иное содержание понятия «школа полного дня». Оно относится не к определенной группе школьников, а к школе в целом, и не только к ее режиму, а ко всему организационно-педагогическому укладу. Школа полного дня – это новый тип школы, открытой целый день и обеспечивающей максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем, общении и дискуссиях с другими учениками.

 

Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.


 

 

                                                                          Функции школы полного дня

 

 

 

 

 

 

Обычная школа

Школа полного дня

Функция управления

Организация учебного процесса на уроках (4-5-6 ч.)

Организационно-педагогический уклад школы (4 – 5 – 6 + 5 ч.)

Функции обучения

Классно-урочная система

Самоподготовка. Групповая работа. Работа в парах сменного состава. Проектная работа. Образовательные кружки, научные общества. Экскурсии, конкурсы.

Функция воспитания

Подконтрольно только учебное время.

Кружки и микрокружки по интересам. Дискуссионные собрания, дебаты. Наращивание свободного времени для самостоятельного выбора учащимися деятельности по интересам.

 

Функция ухода за детьми

Происходит во время уроков гигиеническая и бытовая забота.

Увеличивается время на питание, отдых, прогулки. Школа начинает выполнять функцию семьи.

Административно-хозяйственная функция

Материальное обеспечение учебного процесса (занимается администрация и учителя).

Материальное обеспечение уклада школы (занимается администрация, учителя, семья, ученики, социальные партнеры).

 

 

Организация режима внеурочной деятельности.

 

Как правило, в обычной школе характерно компактное  расположение в режиме дня внеурочных мероприятий, чаще всего еще и с учетом отсутствия в большинстве органов ученического самоуправления, ученики почти не задерживаются в школе.

Школа полного дня имеет все возможности так организовать свою работу, чтобы чередовать учебу, труд, отдых, развивающую деятельность учащихся с учетом их возраста и возможностей школы.

Опыт работы школ полного дня показывает, что внеурочную работу можно строить по следующим вариантам:

Первый вариант: каждый день недели отведен определенному направлению внеурочной работы. Например: кружки художественной самодеятельности работают в один день, образовательные кружки в другой день и т.д. В идеале так все равно не получается, но календарный принцип обеспечивает ученикам выбор нескольких кружков и облегчает администрации руководство внеурочной работой.

Второй вариант (тематический): предусматривает два-три дня в неделю на кружковые формы работы, один день на консультативную работу, один день на экскурсии, один – на массовые формы работы. Облегчается распределение школьных помещений, создается возможность лучше готовить крупные массовые мероприятия. Слабой стороной этого режима внеурочной работы является скученность однотипных форм в одном дне, а одновременная работа нескольких кружков ограничивает возможности учащихся.

Третий вариант (календарно-возрастной). Дни недели закрепляются за определенными  классами. Такой режим имеет свои плюсы и минусы: облегчается составление расписания, но ослабляются межвозрастные связи – одна из важнейших функций внеурочной работы школы полного дня.

Четвертый вариант – вариант работы средней школы №2. Условно можно назвать календарно-тематический. Каждый день недели предусматривает три дня проведения кружковой работы, а два дня – проведение дискуссионных собраний после выполнения домашних занятий. Посещение информационного центра, спортивного зала возможно каждый день.

Во всех вариантах работы охват учащихся внеурочной деятельностью неравномерен. Некоторые девочки VIII-IX классов и мальчики VI-VII классов не «оседают» надолго ни в одном кружке, пассивно относятся к разным мероприятиям.

 

 

Основные компоненты школы

 

Первая половина дня

 

Вторая половина дня

1.    Структурный образ модели.

Классы «смешанных способностей» (20 чел.)

Разновозрастная группа (от 20 до 30 чел.)

2.    Вариативность содержания образования.

Объем знаний зависит от успешности изучения основного материала по отдельным темам и от квалификации конкретного учителя.

Все содержание по основным предметным областям обязательны для изучения, но оно формируется при участии учителя, ученика и родителями. Много времени уделяется на обучение коллективной работе.

3.    Стандартизация. Чем определяется объем знаний по тому или иному предмету?

Требования итоговой аттестации, единый стандарт.

Допускаются различные результаты. Основное – интересы личности, необходимость социализации.

4.    Основные структурные единицы содержания.

Предметно-классное преподавание.

Предметно-групповое с использованием КСО (работа в ПСС).

5.    Доступность всех возможных путей (траекторий обучения)

Когда усвоен материал, учащийся может получить дополнительный материал (а может и нет).

Существует технология обеспечения личностно-ориентированного обучения. Влияние «команды» и отдельного ученика на образовательный процесс.

6.    Доминирующая модель групповой организации учеников.

Классы. Разнородные группы. На короткий период однородное группирование внутри класса.

Базовая группа внутри которой возможно деление на микрогруппы.

7.    Роль учителя.

Учитель, как правило, преподносит новый материал в дидактической манере как истину в последней инстанции.

Воспитатель выступает прежде всего как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения.

8.    Контроль знаний. Цель.

Проверка когнитивных достижений + диагностическая.

Проверка не только когнитивных достижений. Индивидуальная диагностики и социализированное развитие.

9.    Кто осуществляет контроль?

Учителя-предметники.

Ученики сами оценивают свои достижения во временной перспективе.

10. Регулирование деятельности школы. Степень влияния внешнего регулирования на работу.

Высокая. Нормативы обязательны. Большое количество правил и рекомендаций.

Низкая, существуют лишь общие правила.

11. Внутреннее регулирование.

Напрямую зависит от правил, установленных внешним регулированием.

… значительные правила формируются внутри школы в соответствии с ее стратегией.

12. Основная структура, принимающая решения.

Собрание работников школы. Администрация.

«Команда».

 

Режим школы полного дня представляет собой сочетание социально-экономических и психолого-педагогических отношений учебно-воспитательного процесса с внутришкольными и внешкольными аспектами жизнедеятельности детей и подростков.

Работа школы полного дня строится с учетом всего комплекса определяющих его предпосылок и моментов: интересов семьи, возможностей школы, специфики дифференцированной работы с учащимися, стремлений и интересов самих учащихся.

Наиболее важной и специфической особенностью в работе школы полного дня является сочетание в нем обязательных для учащихся мероприятий со свободно избираемыми, реализация возможности занятий во внешкольных учреждениях и возвращения в школу и т.д.

Режим теснейшим образом связан с внедрением принципиально новых систем организации, учета, контроля и оплаты труда учителей и воспитателей. Структура режима школы полного дня характеризуется постепенным переходом от жесткой регламентации места, последовательности и количества времени деятельности учащихся к деятельности, построенной в основном на саморегуляции и самоконтроле с учетом и конкретных условий города, села, школы, и в зависимости здоровья, интересов, уровня притязаний и общего развития конкретного ребенка.

 

Вот как менялись режимы работы групп за три года:

 

Примерная схема продленного дня учащихся 1-8 классов

средней школы №2 г.Тырныауза в 1998-99 учебном году.

 

 

№№

п/п

  Виды деятельности

Время

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

1.

Прогулка

30

30

30

-

 

 

 

 

2.

Обед

30

30

30

30

30

30

30

30

3.

Спортивный час

1.30

1.30

1

1.30

1

1

45

45

4.

Самопод­готовка

1

1.30

2

2

2.30

2.30

3

3

5.

Клубный час

1

1

1

1

1

1

45

45

6.

Прогулка

30

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

5

5

5

5

5

5

5

5

                     

 

 

Примерная схема режима
продленного дня учащихся 5-8 классов
средней школы №2 г.Тырныауза
в 1999-2000 учебном году

 

 

№№

п/п

Виды  деятельности

Время в ГПД

«Наука»

«Тех­ника»

«Искус­ство»

«Спорт»

1.

Обед

30

30

30

30

2.

Спортивный час

1.30

1.30

1.30

 

3.

Самоподготовка:
а) само­под­готовка (индивид.);

2

2

2

2

 

б) само­об­учение в парах смен­ного состава.

45

45

45

45

4.

Полдник-чаепитие

15-20

15-20

15-20

15-20

5.

Клубный час: занятия по группам. Собрание 2 раза в неделю.

30-45

30-45

30-45

30-45

5-а

Посещение внешкольных учреждений

Научное обще­ство учащихся при РУО

Дом дет­с­кого техни­ческого твор­чества. Кружки при школе.

Дворец куль­туры, Дом твор­чества, школа искусств центр «Новая линия»

Спорт-

Комп­лексы «Баксан», «Геолог», центр детского туризма, ДЮСШ.

 


 

 

Примерная схема режима школы полного дня
средней школы №2 г.Тырныауза в
2001-2002 учебном году

№№

п/п

Виды деятельности

Время в ГПД

«Эколог»

«Черепашка»

«Факел»

«Орлы»

1.

Обед

30

30

30

30

2.

Спортивный час

1.30

1.30

1.30

 

3.

Самоподготовка:
а) самопод­го­тов­ка (индивид.);

2

2

2

2

 

б) самообучение в парах смен­ного состава.

45

45

45

45

4.

Полдник-чаепитие

15-20

15-20

15-20

15-20

5.

Клубный час: занятия по группам. Собрание 2 раза в неделю.

30-45

30-45

30-45

30-45

5-а

Посещение внешкольных учреждений

Научное общество учащ­ихся при РУО

Дом дет­с­кого тех­ни­чес­кого твор­чес­тва. Кружки при школе.

Дворец ку­ль­туры, Дом твор­чества, школа искусств, центр «Новая линия»

Спортком­плек­сы «Баксан», «Геолог», центр детского туризма, ДЮСШ.