Самоподготовка. Домашнее задание.

 

Эффективность внеурочной работы с учениками и общая структура режима школы полного дня существенно зависят от организации режима выполнения домашних заданий.

Структура учебных занятий слабых учеников предельно проста: более половины их внеурочной деятельности проводится в виде дополнительных заданий с учителем или их нет совсем. Отличник чаще всего перегружен не домашними обязательными заданиями, а индивидуальными добровольными занятиями. Один из парадоксов классно-урочной системы обучения: чем выше способности ученика, тем более непродуктивно расходуется его общеучебное время. Учащимся не хватает времени на самообразование, на разнообразную деятельность, развивающую их всесторонне и, прежде всего, интеллектуально. В.А.Сухомлинский писал: «Если ученик с III класса читает детские газеты, детские журналы… если он с интересом работает в техническом или юннатском кружке, слушает лекции на детской технической станции, ведет дневники наблюдений за явлениями природы, ставит опыты, изготовляет модели, - все это в порядке внеклассной работы, - то учиться такому ученику легко, он в три-четыре раза меньше других тратит времени на подготовку домашних заданий, на уроках всегда задает вопросы, которые выходят за рамки программы». (Нар.обр.1961, №10, с.58).

Чем шире в школе полного дня будет организована развивающая внеурочная деятельность, тем меньше времени будут расходовать учащиеся на основной учебный процесс, и, наоборот, чем меньше они будут заняты приготовлением домашних заданий, тем больше у них останется времени на кружковую работу.

 

Обратно пропорциональная зависимость здесь имеет широкие и далеко идущие последствия. Поэтому не объем времени, установленный в режиме школы полного дня определяет результат ее учебно- воспитательной работы, а организационно-дидактическая эффективность суммарного времени: урок + самостоятельная учебная работа всех видов в школе и дома. Очень важное положение: постепенное сокращение времени на приготовление домашних заданий по мере расширения других видов внеурочной развивающей деятельности.

В практике работы СШ №2 г.Тырныауза общий расход времени на домашние задания у средних учащихся был на 20-30% меньше нормы при весьма неплохой успеваемости.

Анализ этапа информации учащихся о домашнем задании показал, что почти 80% учителей-предметников дает его после звонка, без учета объема и сложности материала. Отсутствует инструктаж, не известны цели и способы выполнения. Порой материал урока не закрепляется. И все это выявляется в ходе самоподготовки, поэтому встала задача согласования объема домашних заданий с другими учителями класса, необходимость исключения перегрузки, особенно слабо успевающих учеников. Пришли к идее единого расписания домашних заданий за неделю, для корректировки и дозировки задаваемого материала. Это помогло нам и в индивидуализации домашних заданий, доля которых растет.

В едином расписании учителя (не всегда охотно) отмечают тему урока, сложность его, объем и количество заданного. Материал по домашнему заданию собирает координатор, а заместитель по учебной работе и воспитатели цветным маркером отражают перегруженность по дням недели и завышенность материала.

Домашнее задание можно с определенной долей условности разделить на 3 уровня:

1. Задания по составлению копий учебной информации (запись правил, определений терминов, перенос рисунков и схем из учебников в тетрадь, письменные ответы на вопросы из учебника).

2. Задания по составлению частичного оригинала учебной информации (дополнение и изменение планов, схем, конспектов, заполнение таблиц и др.).

  1. Задания по составлению новой учебной информации (составление конспектов, рефератов, докладов и др.)

 

Таблица сбора данных эффективности дачи домашнего задания.

1.      Когда задается домашнее задание?

-         во время урока

-         на перемене

2.      Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

3.      Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке и объемом работы, заданной на дом.

-         1/3 от объема классной работы

-         больше классной работы.

4.      Характер домашнего задания

-         1 уровень;

-         2 уровень;

-         3 уровень.

5.      Кому дано домашнее задание?

-         индивидуально;

-         паре;

-         группе.

6.      Посильность домашнего задания

-         сможет выполнить сам;

-         сможет с помощью…

-         не сможет;

                                              сумма всех оценок

К э. Д/з = Σ n1  /Σn  = ----------------------------------------------

                                 5 х (количество выбранных параметров)

«5» - если все параметры реализованы полностью.

«4» - частично;

«3» - не реализованы.

К (0,8 – 1) – высокий уровень дачи домашнего задания.

К (0,6 – 0,8) – достаточный уровень

К <  0,6 – низкий уровень.