Учитель – воспитатель школы полного дня.

 

Оценка эффективности образования связана с работой всей школы и основывается на достоверных сопоставлениях данных психолого-педагогического мониторинга достигаемых образовательных результатов. Поскольку в диагностируемые (оцениваемые) и целенаправленно достигаемые показатели образовательного результата включаются наряду с когнитивными параметрами показатели личностного развития учащихся, то система задает личностно-ориентированный вектор развития. Объектом мониторинга являются не только школьники, но и родители и педагогическое сообщество. Все эти данные анализируются и заносятся в базу данных и используются при разработке и реализации управленческих решений. В системе мониторинга используем набор показателей, в который, помимо ЗУНов, входят: мотивация, коммуникативность (умение говорить, общаться), толерантность.

Были внесены изменения во внутришкольную методическую службу, районную методическую службу. Внутри школы вошли в практику творческие мастерские «Диагностика в деятельности учителя», «Новейшие образовательные технологии», «Технологии формирования толерантности», проведена серия интенсивных семинаров, сопровождающихся практической работой с детьми. В районной методической службе произошли кардинальные изменения. Теперь она выполняет заказы школ на методическую помощь, за основу работы взята инновационная деятельность.

В школе часто (к сожалению) приходится  отвлекать учителей на всякого рода собрания, совещания, советы и несмотря на то, что воспитатели отпускают детей домой, они не уходят, самоорганизовываются и начинают работу в группах и парах сменного состава.

Самое важное, на мой взгляд, учителям не нравится в этом конкуренция за ученика. Отсюда обиды и конфликты между учителями. Появился выбор у ученика. Если раньше в школе во второй половине дня стояла тишина, то теперь – «бардак», каждый куда-то идет, ищет, советуется. Количество детей, которые в сентябре записывались в кружки, секции, студии, а через несколько занятий бросали, резко уменьшилось. В микро группах состав детей был стабилен до конца учебного года. 90 учащихся, а это 75%, выразили удостоверение своей работой и работой воспитателей в ГПД, а в сентябре 1999 года только 40% учащихся были довольны. Проблема воспитания педагогов осталась. По возрасту, стажу, образованию мы люди разные. Все воспитаны авторитарной системой, поэтому одни, работая над собой, быстро усваивают особенности времени, а для других это длительный процесс. Задача не внедрять новое, а убеждать в его необходимости, увлечь людей. Ни в коем случае нельзя спускать указания и насильно заставлять работать.

Интересна была реакция педагогов школы после одного из первых семинаров педагогов Эльбрусского района КБР и стратегических команд пилотных школ, участвующих в Мегапроекте.

    -         А что мы такого нового делаем?!

    -         Ничего особенно мы не делаем!

    -         А вот им (участникам семинара) не понравилось, да они и не поняли.

    -         Значит, это и есть эксперимент, раз не все нас понимают, они ведь не делают, что мы делаем.

Мы попытались выделить те компетенции, которые связаны с содержанием образования. Если этими компетенциями не владеет педагог, то будет ли ими владеть школьник?

Мы согласны с утверждением, что быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации знания и опыт (Шишов).

 

Компетенции Деятельность воспитателя при выполнении домашних заданий
Руководитель

1.                  Планирует и прогнозирует работу клуба на день, неделю, месяц, год.

2.                  Анализирует работу клуба, контролирует и принимает решения

3.                  Несет ответственность за организацию деятельности клуба.

4.                  Проявляет толерантность по отношению к учащимся, к их поведению, поиску, личностным ориентирам.

Отчитывается и информирует о работе клуба
Организатор

1.                  Определяет цель и программу работы на день, неделю, месяц, год.

2.                  Организует групповую и парную работу для выполнения домашних заданий.

3.                  Формирует позитивную установку на выполнение заданий.

4.                  Организует шефство старших над младшими, сильных

        учеников над слабыми.
Консультант

1.                  Знает возможные типичные вопросы и ответы на них.

2.                  Помогает алгоритмизировать выполнение заданий, разъясняет способы самопроверки.

3.                  Не вступает в дискуссии и споры.

4.                  Учит консультироваться, опрашивать окружение.

Учит активному слушанию.
Координатор

1.                      Координирует работу свою с работой учителей-предметников.

2.                      Координирует работу клуба с информационным центром, службой сервиса.

Избегает директивных приемов.
Партнер

1.                  Создает климат приближений к условиям семьи.

2.                  Учит самостоятельности, прививает навыки самообслуживания, личной гигиены.

3.                  Оказывает помощь.

Юмор, смех.
Исследователь

1.                  Тонко чувствует настроение детей.

2.                  Диагностирует успешность учащихся.

3.                  Оценивает эффективность дачи домашних заданий учителями-предметниками.

4.                  Оценивает собственные действия.

 

                                                                      Микрокружок

 

Руководитель

1.              Планирует и прогнозирует работу микрокружка на день, неделю, месяц, год.

2.               Анализирует работу микрокружка, контролирует и принимает решения.

3.               Проявляет толерантность по отношению к учащимся, к их поведению, поиску, личностным ориентирам.

4.          Отчитывается и информирует  о работе микрокружка.
Организатор

1.               Определяет цель и программу работы кружка на день, неделю, месяц, год.

2.         Учит включаться в проект, исследование, решение проблемы.
Консультант

1.               Учит уметь организовать свой труд.

2.         Учит умению работать с вычислительными и моделирующими приборами.
Партнер

1.               Создает непринужденную обстановку.

2.               Учит самостоятельности.

3.          Оказывает помощь.
Координатор

1.               Координирует свою работу с воспитателями, классными руководителями, органами ученического самоуправления.

Исследователь

. Оценивает эффективность работы каждого и в целом кружка.

1.               Отмечает развитие учащихся.

2.               Наблюдает за тем, как работает ученик.

3.               Сравнивает отношение к товарищам, к себе, к руководителю.

4.         Оценивает собственные действия.

 

                                                                                                 Дискуссионное собрание

 

Руководитель

1.               Совместно с детьми планирует тематику дискуссионных собраний.

2.               Анализирует и принимает решения о эффективности собраний.

3.               Несет ответственность за организацию собрания.

4.               Общителен, тактичен.

5.               Эмоционально уравновешен.

6.         Не высказывает свое мнение и не дает оценки.
Организатор

1.               Организовывает проведение собрания.

2.               Поддерживает порядок его проведения.

3.               Учит умению улаживать разногласия и конфликты.

4.               Создает ситуации для полемики.

5.         Не показывает словом, голосом, жестом, мимикой насколько неправильны и даже абсурдны некоторые выступления.
Консультант

1.                Учит умению высказываться по любой проблеме и аргументированно доказывать свое мнение.

2.                Учит активному слушанию.

3.                Развивает внимание.

4.  Учит видеть важность политического и экономического окружения, в котором живем.
Координатор

1.               Координирует работу с классными руководителями, с учителями-предметниками, с руководителями кружков.

2.          Координирует распределение ролей.
Партнер

1.               Избегает директивных приемов.

2.               Проявляет толерантность по отношению к учащимся, к их поведению, личностным ориентирам.

3.         Помогает преодолеть робость, учит контролировать себя
Исследователь

1.               Наблюдает за поведением детей.

2.               Анализирует выступление.

3.               Учитывает эффективность дискуссионных собраний.

4.         Оценивает собственные действия.

 

 

                                                                   НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ МОНИТОРИНГА

 

 

      «___»___________200___г.

Протокол наблюдений воспитателя за работой групп.

 

Группы

Использование навыков работы в группе

Подбадривают друг друга

Обеспечивают участие каждого

Не мешают окружающим

Следят, чтобы каждый все понимал

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 


 

Анкета для самооценки работы группы.

 

1.        Как ваша группа работала сегодня? (одно слово) _____________________________

2.        Какой вам хотелось бы видеть свою группу? (одно слово) _____________________________

3.        Каждый ли член группы активно участвовал в работе?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

4.        Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

5.        Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

6. Выслушивали ли члены группы друг друга?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

7.Демонстрировали ли вы (и другие члены группы) кивком головы, что слушаете друг друга?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

8. Говорили ли вы (и другие члены группы) слова типа «Здорово!» друг другу, когда слышали предложения, которые вам нравились?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

9. Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

 

10. Выслушивали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг друга и пытались ли на них действительно ответить?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

    11. Обращали ли вы (и другие члены группы) в ходе работы внимание друг  на друга?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.

    12.Говорил ли один из членов группы большую часть времени?

Да,постоянно___ В основном___ Иногда___ Изредка_____ Никогда_______.