Клубный час.

 

Под коллективными способами деятельности мы понимаем и проведение дискуссионных собраний, которые проходят 2 раза в неделю, а 3 раза в неделю учащиеся собираются по микрокружкам, причем корректируются графики работ учреждений дополнительного образования, куда уходит часть детей после полдника.

«Необходимость повышения конкурентноспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность и «заданный параметр» современной цивилизации» (В.Я.Пилиповский). Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение культурой дискуссий и полемики должно  стать одним из обязательных качеств каждого молодого человека. Проведение дискуссионных собраний во время клубного часа способствует объединению детей, здесь нет правых и неправых. Высказывая свое мнение публично, учащийся обретает уверенность в себе. В жизни умение отстаивать свою точку зрения, умение говорить связно и разумно поможет качественно изменить отношения между детьми.

Следует иметь в виду, что проведение таких собраний требует соблюдения ряда психологических принципов, сформулированных в научной и методической литературе (см.: Павлова К.Г. Психология спора. Владивосток, 1988). Назовем основные из них:

* Принцип равной безопасности, предполагающий не причинение психологического или иного ущерба партнеру. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против оппонента, унижение его чувства собственного достоинства.

* Принцип децентрической направленности означает не причинение ущерба делу, ради которого спорящие выступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы и время оппонентов этого принципа состоит в том, что силы и время оппонентов не отвлекаются на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов, а направляются на поиск оптимального решения проблемы.

* Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть не причинение ущерба сказанному или прочитанному посредством намеренного или ненамеренного искажения смысла. Выполнение названного принципа связано с высокой культурой восприятия, умением слушать своего оппонента, правильным оперированием понятиями и т.д.

Тематика собраний может быть самой разнообразной: от обсуждения социально-экономического состояния нашего общества, до конкретных проблем отдельного школьника. Во всероссийском пионерском лагере «Орленок» в 70-х годах в начале смены проводили собрание «Расскажи мне о себе», а в конце смены – «Расскажи мне обо мне».

Здоровье, деньги, семья, будущее – жизнь дает множество вопросов. Некоторые вопросы еще важнее: Кто я? Зачем я живу? Куда я иду? Имеет ли жизнь смысл?

В процессе организации дискуссионного собрания важно найти интересный предмет спора, то есть выбрать тему.

Тема должна быть актуальна, социально значима, связана с жизнью. Она обязательно должна вызывать интерес у присутствующих и содержать проблемные моменты. К самым важным темам относятся вопросы о Боге.

Как говорил Ш.А.Амонашвили «Святой и гражданский долг учителя – стремиться дать объективную картину миру, то есть показать детям относительность и однородность материалистического понимания мира, относительность и ограниченность человеческого ума и знаний, подчеркивая Вечность и Бесконечность Вселенной, материальное и идеальное в человеке как частице Вселенной».

Религиозная культура является одним из источников становления литературы, музыки и изобразительного искусства. Поэтому знание ее традиций, системы образов, символики, языка также необходимо как знание вообще культуры.

Важнейшая воспитательная задача, которая особенно остро стоит сегодня на Кавказе, - формирование культуры диалога верующих и неверующих, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей, бережном отношении к культуре. Особое внимание необходимо уделить выработке веротерпимости как важного элемента культуры общения: критике попыток использовать религию в качестве орудия разобщения народов, разжиганию межнациональной вражды и резни. Актуальность определяется сегодня усилением вахабизма – исламского экстремизма среди школьников, особенно детей из неблагополучных семей, неуспевающих и больных. Идейная полемика, споры и диспуты между людьми разных убеждений – это норма общения в демократическом обществе, в деятельности школы.

Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов:

1.      Ответственность школы за воспитание толерантности.

2.      Позитивное отношение к национальному своеобразию.

3.      Развитие понимания, другого.

4.      Поликультурное образование.

5.      Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей

6.      Последовательное противостояние проявлениям национализма.

7.      Создание позитивной атмосферы в школе.

Опыт убеждает в том, что в конфликтных случаях стороны обычно говорят «на разных языках», тогда законы коммуникации не оставляют надежды на успех. Поэтому проблема не решается, а «спорится».

В чем же отличие спора от дискуссии?

В споре участники стремятся победить друг друга, а в дискуссии – понять друг друга.

Общение через диалог в психологии рассматривается как условие «субъект – субъектных» отношений в противоположность традиционным «субъект – объектным» отношениям.

 

 

  

 


 

Изначально «диалог» подразумевает наличие разных смыслов или множество смыслов. Диалогичное общение есть совместное обсуждение, беседа, открывающая путь к совместному решению проблем благодаря активности всех участников. Активность участников направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников. В диалоге участники взаимно обогащают друг друга различным видением проблемы (предмета общения) и поэтому выступают как ценности друг для друга.

Различают следующие виды дискуссий.

I. Направляемая дискуссия.

Тема предлагается преподавателем или ее выбирают члены группы. Методики подготовки и проведения дискуссии были обобщены В.П.Панюшкиным (Активные методы обучения в природоохранном образовании. Сб-к под ред.Д.Н.Кавтарадзе. М., МГУ. 1982 г.).

Подготовка преподавателя к дискуссии.

* Определение цели дискуссии. Каков должен быть результат обсуждения?

* Выбор метода обсуждения. Направляемая или свободная дискуссия или их комбинация?

* Планирование обсуждения. Подготовка главных вопросов, справочного материала, необходимой информации.

* Подбор участников дискуссии (желательно одинакового социального статуса).

* Выбор времени и места.

Проведение дискуссии.

* Вводные замечания, указание цели занятия.

* Разъяснение цели и темы занятия.

* Проведение обсуждения.

* Подведение итогов обсуждения в группе.

* Оценка результатов обсуждения – критический обзор ведущего.


 

Результатом дискуссии может быть:

1) выявление позиций участников и их обсуждение;

2) раскрытие темы, ее детализация;

3) формирование общей позиции группы по выбранной проблеме, определение конкретных путей решений проблемы, их перечень и приоритетность;

4) выработка согласованного решения поставленной задачи.

Если тема предложена и выбрана группой, ведущий готовится к определению основных педагогических задач и методов. Опирается он только на свой профессиональный потенциал.

Основные педагогические задачи:

1) обеспечить взаимопонимание между участниками;

2) поддержать активность всех участников;

3) поддерживать дисциплину;

4) не допускать перехода обсуждения в спор;

5) управлять ходом дискуссии, то есть затем, чтобы участники не отвлекались от темы, а двигались к намеченной ими цели.

Точной расстановке акцентов помогает вопрос к участникам: «Что вы считаете важнейшей целью своих выступлений?» и замечательная мысль В.Ф.Одоевского: «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово».

Что касается хода самой дискуссии, то обычно сначала выясняются мнения участников, затем они анализируются, выявляются узловые  вопросы проблемы, определяется их приоритетность, и на доске выписывается общая таблица или схема, фиксирующая результаты, к которым пришли участники дискуссии.

II. Свободная дискуссия.

Ведущий осуществляет минимальное вмешательство в ход дискуссии. Совместно с ведущим выбирается тема обсуждения, а по окончании проводится обсуждение результатов.


 

 

Схема обсуждения результатов свободной дискуссии.

Сначала один или несколько участников излагают выводы, к которым пришла группа в результате дискуссии, затем обсуждается и анализируется ее ход.

Преподаватель задает уточняющие вопросы:

-         Сколько времени заняла дискуссия?

-         Соответствуют ли ее результаты поставленной цели?

-         Какие затруднения возникли по ходу дискуссии?

-         Кто внес наибольший вклад?

-         Удовлетворены ли участники результатами своей работы?

Желательно, чтобы в ходе обсуждения все участники высказали свое мнение. В процессе работы за три года по проведению дискуссионных собраний мы прошли три этапа:

I этап – детей не особенно волновали темы собраний и отношение к ним было «ну, давайте поболтаем» (первый год работы).

II этап – детей заинтересовала возможность поспорить друг с другом, загнать друг друга в угол «ну, давайте поспорим» (второй год работы).

                III этап – детей интересует сама проблема, тема, возможность выхода из ситуации «ну, давайте подискутируем».

 

Необходимые условия проведения собрания.

1.      Все дети садятся в большой круг. Они должны видеть и слышать друг друга. Круг является символом коллективной жизни человечества (Дьюи).

2.      Воспитатель или учитель сидит среди учеников и каждый раз меняет свое место внутри круга.

3.      Темы собраний могут предлагаться учителем на его усмотрение или группой.

4.      Продолжительность собрания – 45 мин.

5.      Детям предоставляется возможность поднимать руку всякий раз, когда они хотят высказаться. Задача воспитателя разговорить всех, кто сам не может проявить инициативу.

6.      Воспитатель никогда не должен перебивать ученика, чтобы исправить грамматическую ошибку, неверное или нелитературное слово.

7.      Начинают обсуждение всегда младшие по возрасту.

Существенной проблемой, возникающей в процессе подготовки дискуссии по выбранной теме, является разработка вопросов для обсуждения. От этого зависит успех предстоящего спора. Если вопрос содержит положение, противоречащее фактам действительности или спорные факты и т.п., дискуссия заставляет мыслить, активизирует обмен мнениями. Иначе говоря, формулировка темы и вопросов включает в себя возможность спора, повод для размышления. Это необходимое условие для проведения публичного спора.

В процессе подготовки дискуссионных собраний по типу телевизионных передач типа «Глас народа – глас божий» разрабатывается сценарий. Он включает в себя вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность); вопросы, вынесенные на обсуждение; приемы активизации слушателей; уточняются условия спора.

Во время подготовительной работы полемисты заранее изучают проблему, определяют собственную позицию.

В обязанности ведущего входит:

1.      Втягивание в активный обмен мнениями всех присутствующих.

2.      Подбадривание «противников».

3.      Использование противоречий, разногласий в суждениях выступающих.

4.      Помощь выступающему четко сформулировать свою мысль, подобрать нужное слово.

5.      Поощрение участников спора (реплики типа «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п.).

6.      Подведение итогов занятий, анализ выводов, к которым подошли участники спора.

7.      Обратить внимание на содержание речи, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий.

Очень интересно проходили собрания там, где использовался метод мозгового штурма (М.М.Ш.).

Там, где собрания становятся привычным делом, уровень общения между детьми меняется. Это проявляется в гуманизации отношений между учениками, которые проявляют больше терпимости, внимания, заботы друг к другу.

Проведение дискуссионных собраний вначале наталкивалось на сильное сопротивление со стороны воспитателей. Основной причиной являлось то, что они не видят в них большого смысла. А если и видят, то не видят в них большого смысла. А если и видят, то не знают, как воплотить их в жизнь.

По мере того, как собрания входили в практику, воспитатели чувствовали себя свободнее и увереннее. Убедившись, что на собраниях не только сильные, но, в первую очередь, слабые ученики проявляют свою незаурядность, они признали проведение дискуссионных собраний, как неотъемлемую часть реорганизации ГПД.

На какие недостатки обращалось внимание воспитателей?

1. Как это не удивительно, самую негативную реакцию вызывает предложение посадить детей полукругом, чтобы разговор получился непринужденным. Воспитатели пробуют переставлять столы как угодно, но только не кругом: «Пусть сидят, как сидели».

2. Во время дискуссионного собрания воспитатели иногда принимают перебивающие друг друга выкрики с мест. Наверное это вполне допустимо при проведении игр «Хорошо – плохо», но не при обсуждении серьезных тем. Практически всегда «блиц» - ответы поверхностны, категоричны. Поэтому ребят стали учить правилу «отстроченная реакция»: прежде, чем сказать «Подождать 60 сек.».

3. Во время собраний очень важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения детям. Учитель может проанализировать позицию класса, но очень осторожно, стараясь избежать авторитарности.

Развитие речи один из важных составляющих развития школьника, отслеживаемый воспитателями во время собраний. Известно, что за 10 лет обучения в школе ребенка знакомят с 2000 терминов, в то время как бытовой язык содержит 200-400 слов, т.е. за десять лет ребенок должен выучить до 50 новых языков. Он бы выучил, если бы ему давали на этих языках говорить, а вот говорить-то в школе и не дают. Подсчитано, что в течение дня школьники говорят 1,5-2 минуты. Обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Для проверки устной монологической речи мы взяли методику изучения речевой деятельности Н.В.Нечаевой. За три года работы мы имеет такие результаты:

4 уровень – 46,3%

3 уровень – 33%

2 уровень – 15,4%

1 уровень – 5,1%


 

Рефлексия после собрания.

Игра со шляпами.

Метод развития творческого мышления, разработанная Эдвардом де Боно, основан на столкновении разных образов мышления. Образы обозначаются шестью шляпами, каждая из них – своего цвета. Член группы, представляющий тот или иной образ мышления, надевает соответствующую ему шляпу.

Вот эти шесть шляп и соответствующие им образы мышления.

Мышление человека в белой шляпе. Сообщение фактов и передача информации, приведение доводов и внесение предложений.

Мышление человека в красной шляпе. Выражение эмоций, чувств, интуитивное действие. Высказывание мнений без их обоснования.

Мышление человека в черной шляпе. Цвет осторожности и взвешенности. Однако подход не негативный. Черная шляпа  идет в ход тогда, когда предложения не соответствуют фактам или противоречат  ожиданиям. Черная шляпа всегда логична.

Мышление человека в желтой шляпе. Положительное логическое мышление, ориентированное на перспективу. Поиск решений и положительная оценка предложений.

Мышление человека в зеленой шляпе. Эта шляпа человека, вечно думающего не так, как другие, человека альтернативы и новых идей. Он делает предложения, провоцирует, стремится изменить ситуацию.

Мышление человека в синей шляпе. Стремление увидеть процесс в целом. Эта шляпа подает сигнал, если какой-то цвет начинает подавлять другие или какой-то цвет почти не проявляет активности. Она завершает работу.


 

Методические материалы.

По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание – это дверь в сознание человека, и, приоткрыв ее в начале выступлений, фактор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы.

Композиционные средства активизации внимания и интереса, это:

-         интригующее начало;

-         прерывистое («пунктирное») развертывание тезиса;

-         вопросно-ответный ход рассуждения;

-         контрастное сопоставление аргументов;

-         экспрессивное заключение.

Речевые средства:

-         использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;

-         использование разностилевой, экспрессивной лексики;

-         художественность изложения (тропы и фигуры речи); драматизация речи;

-         интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологической паузы.

Методические средства:

-         рассмотрение проблемных ситуаций;

-         выделение основных моментов речи;

-         полемический характер изложения;

-         зрительный контакт с аудиторией;

-         использование наглядности, технических средств;

-         использование обращений к аудитории для возобновления внимания.


 

Практические советы и рекомендации начинающему оратору:

1.      Выступать только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в общественной значимости предмета речи.

2.      Речь должна быть ограничена предметов обсуждения и должна опираться на строго проверенные и отобранные факты.

3.      Стиль и язык выступления должны соответствовать аудитории и цели речи.

4.      Оратору следует по взаимности избегать книжного стиля, и в любом случае – стиля канцелярского.

5.      Почаще надо использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории.

6.      Необходимо чередовать короткие фразы с более длинными.

7.      Не злоупотреблять терминами;

8.      Для успешного установления контакта с аудиторией необходимо:

-         найти со слушателями общие интересы;

-         относиться к аудитории дружески;

-         не проявлять высокомерия.

9.      Говорить громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышать голоса без необходимости.

10.  Овладевать навыками самоконтроля и самообладания. Не допускать в речи негативные эмоции по отношению к слушателям, а позитивные эмоции проявлять в полной мере.

11.  Не превышать общепринятого (110-120 слов в минуту) темпа речи, если только это не специальный эффект.

12.  Речь должна быть эмоциональной, напряженной, надо внушать слушателям не только свои идеи, стремиться к тому, чтобы они не только слушали слова, но и переживали определенные чувства.

13.  Ни на секунду не утрачивать контакт с аудиторией, ловить реакцию слушателей. Не говорить в пространство, без адреса.

14.  Учитывать, что популярность оратора, доверие к нему зависят от того, насколько его внешний вид, поведение и манера общения соответствуют представлениям и неписанным правилам той или иной социальной группы.

15.  Мимика должна быть умеренной, спокойной и доброжелательной, а жесты скупыми, точными и выразительными.

16.  Не допускать менторского тона и не морализировать (по материалам книги Н.А.Михайличенко. Риторика. М., 1993 г.)