Автор: Евгений Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена.

Диагностика профессионального выгорания

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. — к равнодушию).

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение.

 

Да

Нет
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Да

Нет
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Да

Нет
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

Да

Нет
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественнее, медленно).

Да

Нет
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

Да

Нет
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

Да

Нет
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

Да

Нет
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.

Да

Нет
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

Да

Нет
10. Моя работа притупляет эмоции.

Да

Нет
11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

Да

Нет
12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

Да

Нет
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

Да

Нет
14. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

Да

Нет
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

Да

Нет
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

Да

Нет
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

Да

Нет
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

Да

Нет
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Да

Нет
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

Да

Нет
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

Да

Нет
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Да

Нет
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

Да

Нет
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

Да

Нет
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Да

Нет
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

Да

Нет
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

Да

Нет
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

Да

Нет
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

Да

Нет
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

Да

Нет
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

Да

Нет
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Да

Нет
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Да

Нет
34. Я очень переживаю за свою работу.

Да

Нет
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

Да

Нет
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

Да

Нет
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

Да

Нет
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

Да

Нет
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

Да

Нет
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Да

Нет
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Да

Нет
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

Да

Нет
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Да

Нет
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

Да

Нет
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Да

Нет
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

Да

Нет
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

Да

Нет
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

Да

Нет
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

Да

Нет
50. Успехи в работе вдохновляют меня.

Да

Нет
51. Ситуация, в которой я оказался на работе, кажется безысходной (почти безысходной).

Да

Нет
52. Я потерял покой из-за работы.

Да

Нет
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

Да

Нет
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Да

Нет
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

Да

Нет
56. Я часто работаю через силу.

Да

Нет
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

Да

Нет
58. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

Да

Нет
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

Да

Нет
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Да

Нет
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

Да

Нет
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Да

Нет
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

Да

Нет
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

Да

Нет
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

Да

Нет
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Да

Нет
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

Да

Нет
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

Да

Нет
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

Да

Нет
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Да

Нет
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

Да

Нет
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

Да

Нет
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

Да

Нет
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Да

Нет
75. Моя карьера сложилась удачно.

Да

Нет
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

Да

Нет
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

Да

Нет
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

Да

Нет
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Да

Нет
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Да

Нет
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

Да

Нет
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

Да

Нет
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Да

Нет
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Интерпретация результатов

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

* 9 и менее баллов — несложившийся симптом;

* 10-15 баллов — складывающийся симптом;

* 16 и более — сложившийся симптом.



Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

«Напряжение»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств

2. Удовлетворенность собой

3. «Загнанность в клетку»

4. Тревога и депрессия

«Резистенция»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

2. Эмоционально-нравственная дезориентация

3. Расширение сферы экономии эмоций

4. Редукция профессиональных обязанностей

«Истощение»

1. Эмоциональный дефицит

2. Эмоциональная отстраненность

3. Личностная отстраненность (деперсонализация)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

* 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

* 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

* 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Общий итог по "Напряжению"

Общий итог по "Резистенции"

Общий итог по "Истощению"

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

* какие симптомы доминируют;

* какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение»;

* объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

* какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

* в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

* какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.