Header image  
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ШКОЛЕ  

Проект "ХАМ"

Не только в обычной школе, но и в элитной  и даже в Государственной Думе, иногда, происходят конфликты, про которые лучше не знать, но значение и частота их имеют, на наш взгляд, крайне важное значение при анализе образовательной деятельности.

когда в школе ученик обматерил учительницу - это привело всю школу в шок. Ситуация усугублялась обстоятельствами.

 Во-первых, наша школа экспериментальная. Суть эксперимента не в ужесточении правил поведения и требований к ученикам, а наоборот, в наиболее полно (из возможного в школе) реализованной идее свободы самовыражения учеников (в том числе и в поведении) и в воспитании на либерально-демократических принципах.

 Во-вторых, Кабардино-Балкария - республика многонациональная и,

следовательно, в школе работают и учатся люди разных национальностей. А какие сложные ситуации возникают на почве национализма, сейчас никому объяснять не надо. Крайних случаев в школе не бывает (прошла "волна" начавшаяся в Перестройку и бурлившая в девяностых), но, повсеместно распространён, пожалуй самый неприятный вид национализма, т.н. "бытовой".

 И в-третьих, наша школа расположена в районе, который считается самым неблагополучным в городе. Рабочий район, где живут, в основном, работники неработающего предприятия, близость больницы, кладбища и т.д. Поэтому, школьный коллектив стремится сразу реагировать на любые тревожные сигналы, какими бы незначительными они не казались, а уж тем более, если события

имели резонанс в масштабах школы.

 В данном случае, накал страстей побудил коллектив не только к рассмотрению этих инцидентов, но и к провидению общешкольного мероприятия. Соответственно, были сформулированы: проблема, цели и задачи мероприятия и, гипотеза, которую собирались проверить.

Проблема: формулируется как граница дозволенного для детей в условиях экспериментальной школы ориентированной на свободу самовыражения.

 Цели и задачи: необходимо, чтобы дети сами ставили границы своей свободы.

Для этого нужно создать условия для обретения детьми опыта самооценки и рефлексии. Т.е. ввести их в круг "взрослых" проблем, дать попробовать их решить, представив себя на месте этих взрослых. Дать возможность посмотреть на себя и на школьную ситуацию с позиции преподавателей и администрации. Авторам мероприятия казалось совсем не лишним дать и учителям послушать учеников вне привычного контекста. Т.е. попробовать испытать взаимную

эмпатию и на деле попробовать проявить толерантность, принципы которой одними произносятся, другими слушаются,  часто без привлечения в жизни.

Гипотеза:  реальный опыт рефлексии возможен только в реальных делах. Идея состояла в том, чтобы допустить детей к управлению школьной жизнью. Смоделировать учебную ситуацию с не учебными результатами, которые при условии их удачности будут воплощены в действительности. Авторы не надеялись разрешить проблему школьных конфликтов и детского хамства (если

такое словосочетание уместно), но лишь показать и учителям, и ученикам сложность и неоднозначность проблемы хамства и конфликта как такового. Что конфликты можно и нужно разрешать и исследовать. И при таком подходе, конфликт имеет свои положительные, в том числе и образовательные стороны. Что это реальный навык гражданской жизни и социальной деятельности.  Реализация и ход мероприятия.

 Было объявлено общее собрание (преподавательский коллектив и школьники с 5-го по 11-ый класс), где директор предложил проанализировать теоретически проблему хамства в школе. После чего ученики самостоятельно организовали четыре разновозрастные группы с условными названиями:

  1. Инициатор конфликта.

  2. Человек на которого направлен конфликт.

  3. Свидетели конфликта.

  4. Ход конфликта.

 Для каждой группы был сформулирован ряд вопросов исходя из специфики темы. Вопрос о том, что бы дети посоветовали учителям и администрации, в разных вариантах присутствовал во всех группах. Присутствующие учителя участвовали на равных с детьми, не пытаясь ограничить или навязать своё мнение. Затем группы собрались на общее собрание где от каждой группы были заслушаны сообщения.

 Результаты работы. Выводы.

 Вообще, работа в группах прошла на "ура!". Многие договорились и доспорились до хрипоты. Но в следствие этого второе общее собрание прошло несколько вяло, просто по причине общей же усталости. Ответы в группах не фиксировались дословно. Только общая направленность и

наиболее оригинальные, интересные и конструктивные ответы. Кроме оригинальных или интересных, были ответы, заставляющие задуматься. Тут будет весьма краткий обзор преимущественно как раз этих ответов.  Во всех группах при разговоре о хамстве учеников возникла ответная тема хамства преподавателей. Один из больших плюсов мероприятия в том, что

созданная неформальная обстановка позволила быть высказанными вслух хотя бы части детских обид, которые обычно учениками безропотно "проглатываются". Интересно, что дети охарактеризовали в негативных выражениях не только инициатора конфликта, но и того, на кого он направлен, т.е. "жертву". Дословная цитата части списка: "...он нецензурно ругается; эгоист; лицемер; другой национальности; задира; ябеда...".

При описании инициатора список ещё длинней. Дети умудрились перечислить почти все осознаваемые ими пороки. Но при переносе акцента с описания ведущего себя конфликтно человека на те причины, которые вызывают такое поведение, школьники стали давать ответы взятые из личного опыта, а не "снятые" с абстрактной фигуры некоего "хама". Ответы стали более

искренними, порой даже вызывающими оторопь из-за  угадывающегося за словами эмоционального напряжения. Например, в качестве причин конфликтного поведения были названы и неразделённая любовь, и неприятие обществом, и чувство мести.

 Такая же картина наблюдалась, когда с описания человека на которого направлен конфликт, перешли на обсуждение того, что он чувствует. Тут большую активность проявили девочки и ученики младших классов. Понятно, что им то как раз чаще всего приходится быть объектом нападок. Именно они отличились и большей жестокостью в ответах на вопрос как предотвращать

конфликт, что делать с хамами и что дети посоветуют администрации и учителям в этом плане. Посоветовали "сажать на электрический стул", лечить медикаментозно ("держать на уколах") и создать отдельную "школу для хамов".

 На вопрос, что делать тому, на кого направлен конфликт, несколько раз поступало "дикое" предложение уехать из города. Такая крайность взята детьми из личных наблюдений. В городе, где толком не работает ни одно предприятие, серьёзная угроза стихийных бедствий, да ещё ребёнок "другой" национальности, школьные конфликты часто становятся последней каплей, когда

семья бросала всё и уезжала из города. Или отправляла ребёнка в другой город учится.

 Затронули и вопросы мультикультурного образования. Часть детей признала, что с большей вольностью ведут себя с учителем, если он другой национальности. Это считается  своеобразным признаком "доблести". Мальчики признались, что использовать матерную лексику чужого языка легче, чем своего. Мат на родном языке означает своего рода высшую степень агрессивности. Таким образом они отметили, что мат является одним из проявлений толерантности.

 Обсуждая, кому труднее в школе, учителю или ученику, мнения разделились поровну во всех группах и у всех возрастов. Первые отвечали что учителю, потому что у него обязанностей больше, да и "мы, ученики - не сахар". Другие им отвечали, что у учителя не только больше обязанностей, но и прав и возможностей. К примеру, опять же нахамить ученику, которому приходится "боятся не только учителя, но и родителей". Показательными являются ответы на вопрос, что делать коллективу, конфликт наблюдающему. На ряду с ответами "помочь разобраться", "попытаться

помирить" и т.д., пальму первенства делят предложения, суть которых сводится к тому, чтобы конфликт засекретить и занять выжидательную позицию, что это и есть самое "верное" решение.

 Проект имел продолжение и в последующие дни.

 Особое внимание уделялось неформальным беседам. Беседы имели две направленности. Во-первых, нужно было донести до детей главные цели мероприятия и его результаты. За обсуждением и спорами, изначальные цели мероприятия хоть и были достигнуты (и именно в той мере, в которой планировались), но остались непонятыми детьми. В беседах выяснилось, что

дети настроены достаточно скептично в отношении к результатам и целесообразности мероприятия. "Всё это ничего не даст! Хамы как были, так и будут." Но после объяснения им целей и задач таким образом, каким они стояли перед авторами, дети меняли своё отношение. Особенно им понравился момент, что им, как ученикам, дали возможность влиять на руководство школы.

 Второй темой для бесед было обсуждение с учениками их же ответов и скрытых в них противоречиях. Например, такое: детям нравится либеральный уклон школьного эксперимента, но в то же время почти все в ответ о предотвращении хамства предложили ужесточить школьные правила и ввести наказания. Конечно, мероприятие дало ценный материал всему школьному коллективу, особенно тем, кто занимается гражданским образованием, психологу, администрации. Смеем надеяться, что оно дало пищу для размышлений и детям. Тут в кратко приведённых результатах сделан акцент на детских ответах, которые показались коллективу школы требующими внимания и коррекции. Что совсем не значит, что не было ответов конструктивных, радующих учительское сердце. Вобщем-то, конструктивных было гораздо больше. И учителя, имевшие опыт работы в других школах, отмечают, что стоит только привыкнуть к поведению учеников и их свободной манере выражать свои мнения и желания, видно что общая культура и человеческое отношение к друг-другу даже выше, чем во многих других школах.

 Коллеги! А у Вас в школе есть хамы? Мы будем рады если Вы захотите обсудить вместе с нами эту проблему.