Header image  
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ШКОЛЕ  
 

«Делай, что хочешь с другим человеком, но никогда не выбрасывай его из своего сердца».

Ним Кароли Баба

Психологическое АЙКИДО

  «Ай» - означает гармонию

  «Ки» - означает вездесущую физическую энергию

  «До» - означает путь или метод

  Метод, позволяющий достичь гармонии с вездесущей энергией. Цель примеров не в нанесении повреждений противнику, а в направлении его энергии в нужное русло, обезвредить нападающего. 

  Стакан с водой – можно описать как наполовину пустой или наполовину полный. Помогите вашему партнеру сказать, что он хочет, а не чему он противиться.

  «Я так рад, что вы об этом упомянули...»

  «Мы должны учесть ваше замечание...»

Изучая общение людей, Э. Берн описал три «Я - состояния». В каждом из нас действуют, а порой и противоборствуют Родитель (Р) – Взрослый (В) – Дитя (Д).  Все они необходимы для жизни. Фрейд делил ум на 3 категории: Ид, Эго, Сверхэго. Упрощенная форма: ребёнок, родитель, взрослый. Дитя – источник наших желаний, потребностей (я хочу), это радость, творчество, фантазия, но здесь же страхи, капризы, недовольство. Но Дитя – море психической энергии. Ради кого живем? Ради Дитяти!

Взрослый – дитя хочет, Взрослый выполняет и контролирует.

Родитель – если действие выполняется по привычке, автоматически, просто потому, что так принято. Это автопилот, что освобождает взрослого от рутинности. Это и тормоза, которые удерживают нас от опрометчивых поступков.

Девизы: Дитя – хочу

Взрослый – целесообразно

Родитель – должен, нельзя

Счастлив человек у которого эти три направления, вектора совпадают.

Когда Дитя (хочу) и Родитель (нельзя) друг с другом ссорятся, я взрослый не может их помирить, развивается внутренний конфликт, человека раздирает противоречия. А «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из того не дело, только ж мука».

Обучающийся психологической борьбе в процессе занятий должен проанализировать содержание собственного состояния, которое обозначается понятием «Родитель», разрушить ненужные ограничения и выработать новые навыки.

Пример: молодой инженер делает доклад  на конференции. Поза, словарный запас, мимика, жесты говорят о том, что это Взрослый. Он приходит домой, а жена, не успел он переступить порог, просит его выбросить мусор. И перед нами другой человек – капризное Дитя. Изменилось все: поза, словарный запас, мимика жесты. Утром на работу, а сын случайно проливает на его костюм сок.  И перед нами другой человек – грозный Родитель. Изменилось все: поза, словарный состав, интонация, мимика, жесты.

При общении необходимо увидеть на какой позиции находится ваш партнер. Психологические поглаживания и комплементы идут по линии Д- Р, предложение к сотрудничеству – по линии В-В, а «психологические удары» по линии Р-Д.

Диагностика  состояния:

Родитель. Указующий перст, фигура напоминает букву Ф. На лице – снисходительность или презрение, тяжелый взгляд вниз. Сидит, откинувшись назад. Любит прописные истины.  «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Вы обязаны»,  «Нельзя»...

Взрослый взгляд направлен на объект, тело как бы подается вперед, глаза расширены или сужены. На лице – внимание.  «Извините, я вас не понял, объясните, пожалуйста, ещё раз», «Давайте подумаем», «Как вы планируете эту работу» и т. п. 

Дитя.  И поза, и выражение лица соответствует внутреннему состоянию – радость, горе, страх, тревога и т. д. Часто восклицает «Превосходно», «Замечательно», «Хочу», «Не хочу!», «Надоело», «Я вас люблю», «Пропади он все пропадом».

Ситуации из повседневной жизни

Дома

В магазине

В кабинете у начальника