На главную

Выберите 5 качеств личности, характерных для молодого жителя г.Тырныауза











Пути формирования толерантного сознания

Идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств стали важным компонентом жизненной позиции зрелой личности. Многие учителя и на уроках и во время внеурочных занятий поднимают проблему толерантности.

Проведенный нами анализ среди преподавателей показывает неоднозначность суждений по данной теме. С утверждением, что "истинной может быть только одна религия" согласились 30%; с тем, что "есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться", согласились 40%. Наконец, самое страшное, на наш взгляд, утверждение, что "государство имеет право в своих интересах пойти на ущемление какой-либо нации", безоговорочно поддержали 70% учащихся и педагогов.

Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее, на наш взгляд, требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий на уровне каждого образовательного учреждения.. Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым.

С одной стороны, формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный учитель, поэтому прежде всего эта проблема должна решаться как андрагогическая. Думается, что задача главным образом просветительская. Возможно, необходима специальная программа повышения квалификации - в виде обязательного модуля, вводимого в программы разных курсов, - направленная на формирование толерантного сознания учителей, на мотивацию их дальнейшей педагогической деятельности в этом направлении.

В работе с педагогами, а затем и с учащимися прежде всего должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его важнейший аспект, как "толерантность к самому себе и к своему народу". Должен быть разрушен психологический стереотип: принятие "другого" есть отказ от самого себя - и осознано отношение к "общечеловеческим" ценностям как к конкретному - разнонациональному - воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества. Еще одна проблема, связанная с понятием толерантности, - это критерии и "границы" толерантности. В мире существуют явления и группы людей, которые расцениваются как антисоциальные, - преступники, наркоманы и др. Более того, есть люди крайних политических, националистических взглядов, ратующие за чистоту расы и марширующие с фашистскими символами на рукавах; предлагающие "очистить систему образования от антинациональных элементов, проповедующих так называемые общечеловеческие ценности" (цитата из программы РНЕ). Как относиться к такого рода проявлениям интолерантности? Где кончается толерантность и начинаются равнодушие, попустительство, конформизм? Еще в 30-е годы 20 века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: " Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство".

Каждый определяет свою границу допустимого и свою "линию защиты", свою стратегию поведения в разных ситуациях. Наконец, можно и нужно говорить не просто о способности "терпеть" рядом "другого", но - об "активной толерантности". То есть - об умении активно сотрудничать с "другим", а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. В то же время "активная толерантность" - это и умение "мирно", неконфликтно убедить "другого" в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец, "активная толерантность" - это подчас и непосредственное действие, способность заступиться за униженного, защитить права другого и т.д.

Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания у юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена. Особенно трудно формируется толерантность к "другому", когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - "плохой", "неприемлемый". И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" - в "другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного! Залогом такого преобразования может и должно стать своего рода "приближение" к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях.

Исследовательская группа учащихся нашей школы вместе с педагогами Тиловой Х. Ж. и Хаджиевой Х. З. провели анализ национальных и этнических стереотипов жителей нашего города. В основе стереотипа чаще всего лежит какая-то типичная черта или характер поведения.

В механизме формирования стереотипа принимает участие «явление призмы», которое выражается в том, что у человека возникает установка относительно представителя другой культурной общности на основе его опыта общения, или уже существующей в менталитете установки к представителю данной национальности. Человек воспринимает представителей других групп через призму имеющихся установок, отождествляя их с членами группы, относительно которой сложились данные установки. Самой простой классификацией может быть распределение стереотипов на позитивные и негативныеУчастники группы отмечают, что существуют отрицающие друг друга стереотипы, которые сложились в одной среде в одно и то же время. Но вообще стереотипы отображают общие представления в среде о той или другой этнокультурной группе.

Стереотипы относительно русских

Негативные Позитивные
Ленивые
Непоследовательные
Неаккуратные
Безответственные
Слишком простые
Медлительные
Националисты, особенно в наше время
Слишком много преступников
Лень
Пьянство
Имперские амбиции
Не соблюдают своих обычаев и традиций
Сообразительные
Послушные
Изобретательные
Дружелюбные
Преданные
Смелые
Романтичные
Умные
Грамотные
Трудолюбивый народ
Развита культура
Порядочность
Любят свою веру
Старательные
Умеют добиваться своего

Стереотипы относительно кабардинцев

Негативные Позитивные
Жадные
Националисты
Хитрые
Злопамятные
Неискренние
Воры
Наглые
Завышенная самооценка
Трудолюбивые
Смелые
Мужественные
Ценят дружбу
Любят свою культуру
Патриотичные
Умение приспосабливаться
Почитают старших
Упорные
Уверены в себе

Стереотипы относительно балкарцев

Негативные Позитивные
Спесивые
Глупые
Пытаются занимать руководящие
должности
Непредусмотрительные
Непунктуальные
Жажда власти
Трусость
Не уверенные в себе
Слишком доверчивые
Стесняются выражать свое мнение
Низкая самооценка
Раздражительные
Надежные
Верные
Хлебосольные
Уважают родственные отношения
Открытые
Искренние
Трудолюбие
Доброжелательность
Любят свой народ
Любят и уважают др. нации
Талантливые
Старательные
Миролюбивые
Спокойные

Стереотипы относительно евреев

Негативные Позитивные
Неоткровенные
Скупые
Непоследовательные
Спесивые
Хитрые
Эгоистичные
Всегда во всем ищут себе выгоду
Воинственны
Верные
Преданные
Трудолюбивые
Талантливые
Изобретательные
Надежные
Взаимопомощь
Умные
Целеустремленные и не зависимые
Развито мышление

Важным является вопрос об источниках стереотипов. В ходе дискуссий с детьми и взрослыми особое внимание уделялось эмоциям, вызывающим положительный или отрицательный образ представителя той или иной этнической группировки. Потребность в защите, признании вынуждает человека искать себя в определенной социальной группе, причислять себя к ней. Это одна из причин, того, что неудачники, неуспешные в школе и жизни оказываются в различных криминальных, религиозных и т.д. группировках. Особенно это актуально тогда, когда в обществе нестабильно. Ситуация в Эльбрусском районе сейчас, когда не работают промышленные предприятия, безусловно, непростая, но стабильная. Первичное проявление негативности – неприятие других за то, что они выглядят, думают, и ведут себя иначе. По мере развития нетерпимость приводит к отказу в праве на существование того, кто придерживается другой точки зрения. Проявляется это от обычной невежливости, раздражения, ведение разговора на родном языке, при людях, которые не понимают этого языка, до более чудовищных преступлений.

Не должны оставаться в стороне от процесса формирования толерантности и учителя-предметники. Содержание разных предметов, особенно иностранного языка, а также литературы и образовательной области "Искусство", где эстетическая, образная система напрямую и особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации, - дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности. На одном из семинаров по толерантности в Москве приводился пример, как работа на уроке изобразительного искусства с картиной В.Брюллова "Последний день Помпеи" была использована для формирования эмоционального сопереживания людям, обреченным на смерть, и стала поводом для разговора о Холокосте. Речь идет о том, что, поставив перед собой цель - формирование толерантности у учащихся, - опытный учитель найдет для этого в содержании любого предмета самые разнообразные и неожиданные возможности!

Один из педагогических путей приближения к "чужому" миру "других", на наш взгляд, - это обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми религиями. В развернувшейся сегодня дискуссии о преподавании основ православной культуры в школе я всецело на стороне тех, кто считает неприемлемым преподавание в светской многонациональной (и, значит, многоконфессиональной) школе этого предмета. Если мы хотим воспитать в детях толерантность, то приобщение к "своей" религии должно быть вынесено за рамки школьного преподавания (это - выбор родителей и самих детей!), а в школе должен быть принят культурологический подход, то есть созданы условия для знакомства с разными культурными, религиозными ценностями. Опыт показывает, что многие, в том числе и учителя, имеют слабое представление даже о самых распространенных мировых религиях, таких, как христианство,мусульманство, иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются, узнав, что большая часть Ветхого завета - это иудейская Тора, а пятая часть Корана - это пересказ большинства библейских сюжетов; они не знают хронологии и не подозревают об органической преемственной связи мусульманства с христианством и иудаизмом.

А между тем, совсем нетрудно найти во всех трех Священных книгах аналогичные сюжеты, почти прямые словесные совпадения: "И сказал Всесильный: "Да будет пространство посреди воды и отделяет оно воду от воды.. И назвал Всесильный пространство - небом.." (Тора)
"И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды.. И назвал Бог твердь - небом.." (Библия)
"Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным?" (Коран)

Слово "Ислам" в переводе с арабского означает "предание себя Богу". Коран так же, как и Библия, и Тора, - это не только Священная книга, но и явление культуры, литературный памятник. В оригинале многие разделы Корана написаны стихами.

Даже беглое обращение к тексту Корана позволяет разрушить стереотип восприятия Ислама как религии жесткой и жестокой, понять, что он, как и любая другая религия, исповедует общечеловеческие ценности: "Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в аллаха и в последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны"
"..к родителям - благодеяние, и к родичам, и сиротам, и беднякам. Говорите людям хорошее, выстаивайте молитву, приносите очищение". "Вы не будете проливать вашей крови и вы не будете изгонять друг друга из ваших жилищ".
"И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте.. И не сражайтесь с ними у запретной мечети, пока они не станут сражаться там с вами".

Осознание подобной общности взглядов и идеалов - первый шаг к формированию толерантности. Думается, большую помощь в формировании толерантности может оказать и обращение к мировой истории - к тем ее эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях интолерантности, человеконенавистничества, будь то религиозные войны средневековья, или фашистские зверства в 20-м столетии, или сталинские расправы над целыми народами. Геноцид армян в Турции в 1914 г., трагедия чеченского народа, на десятилетия лишенного права жить на земле предков; Холокост - уничтожение фашистами 6 миллионов евреев - половины всех евреев, живших на земле, - все это не просто эпизоды истории этих народов, но события, катастрофические для всего человечества. Часто приходится слышать: "Это - не наша, это чужая история. Какое дело русскому человеку до Холокоста и до геноцида армян! Не нужно перегружать школьную программу и забивать головы детям "лишними" знаниями". Это пагубная позиция! Конечно же, пострадавшие народы помнят свои "Катастрофы" (на древнееврейском языке истребление евреев Гитлером называют "Шоа", что в переводе означает - "катастрофа"). Но о позорных страницах мировой истории должен знать и помнить любой культурный человек, это - как тот самый колокол, который звонит по каждому из нас, который напоминает, до чего может дойти человечество, если на земле не восторжествует толерантность! Любое ограничение прав человека по национальному, расовому, классовому или религиозному признаку - это дорога к Холокосту! Еще один путь формирования толерантного сознания - приобщение к богатству культуры других народов. Для нас очень важно формировать не только языковую, но и коммуникативную компетентность, а значит, - и толерантности по отношению к иному национальному миру.

Наша задача - добиться того, чтобы эта истина, которая была всегда ясна лучшим людям России, стала основой мировоззрения каждого современного человека, будь то "юноша, обдумывающий житье", или его Учителю.

Выберите 5 качеств личности, не характерных для молодого жителя г.Тырныауза