На главную

Голосование
   Ваше отношение к этому празднику
      
      
      
      

450 лет присоединения Кабарды к России

На фестивале "Эврика - Авангард" одним из узких мест системы образования называлась её закрытость и оторванность от общества. Строительство гражданского общества в нашей стране обусловило рост осознания людьми своего места в окружающем мире. В рамках комплексного проекта модернизации российского образования особое внимание уделяется созданию государственно- общественного управления  системой образования. Но возможно ли создание гражданского общества  силами только  одной отрасли , даже такой важной как образование? Понимая важность первого кирпичика , все же было бы  здорово, если бы все составляющие нашего государства понимали важность сверки принимаемых решений со всеми слоями нашего общества . Общество наше крайне разнородно , все время происходит сопоставление ценностей и целей различных групп  с целями и ценностями других людей и групп, которая иногда сопровождается усилением в сознании различных предрассудков и страхов.
 В октябре этого года Кабардино-Балкария, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Башкирия и др. субьекты Российского государства отметили 450-летия присоединения к России или добровольного вхождения.( В 1557 году Кабарда добровольно вошла в состав Российской империи, а Балкария в 1827 году. Юбилейные даты обоих субъектов приходятся примерно на одно время) Был издан соответствующий Указ президента России о праздновании, включающий в себя комплекс мер по подготовке и проведению торжественных мероприятий.
В их числе строительство дорог, обьектов социально-культурного назначения, проведение научно-практических конференций, концертов, выставок, была построена при вьезде в столицу КБР г. Нальчик Триумфальная арка. В школах прошли и проходят классные часы, конкурсы, выставки и т.д., оформлены стенды. С самого начала подготовки празднования юбилейной даты мнения об исторической обоснованности праздника стали расходится, как среди ученых, так и среди представителей широкой общественности.
Среди простых граждан отношение к праздникам вообще хорошее, что потом и показал собственно сам праздник, но проведение праздника, целью которого было усиление единства народа Кабардино-Балкарии, России не очень понравилось «патриотам» и фундаменталистам различного толка, мы стали свидетелями идеологической борьбы и попытки вновь поделить людей на «наших» и «не наших». В городах, селах, на проселочных дорогах, скалах, на заборах, стенах домов стали появляться надписи провозглашающие независимую республику "Балкария". Рядом стали появляться в ответ надписи оскорбительного характера, чиновники старательно забеливают эти надписи, но они появляются систематически. "Ищет милиция, ищут пожарные...", но "художников" неизвестных меньше не стало. Таким образом, дети стали свидетелями этой борьбы, видя как реагируют взрослые дома, на улице, они решили выяснить, что собственно происходит.

Национальные украшения

На одном из традиционных пятничных встреч у учащихся возник вопрос о том, как же на самом деле считает большинство населения г. Тырныауза Эльбрусского района, бесспорно, самого политизированного района Кабардино-Балкарии. В это же самое время, к нам обратились представители администрации г.Тырныауза провести опрос и выяснить мнение людей о празднике. И мы решили провести проектное исследование: Празднование как образовательная программа. Нам показалось, что это великолепная возможность не только глубже узнать историю нашего государства, но и попытаться выявить причины непонимания между властными структурами и представителями гражданского общества, через анализ «наскальных надписей», попытаться не только выявить причины будущих межнациональных конфликтных моментов, но и показать возможности толерантного отношения к спорным моментам, противодействовать путем конструирования новых социальных норм. При этом воспитать у учащихся навыки проведения контент – анализа, получения информации, исследовательской работы.
Была создана социологическая группа из учащихся и учителей нашей школы, чтобы провести собственное исследование об отношении жителей города к данным фактам и выявить общественное мнение жителей. Опрос проводился анонимно, участники социологического центра проводили его на улице, в магазинах, учреждениях, во Дворце Культуры , спортивных центрах , образовательных учреждениях , автотранспортном предприятии , среди жителей по месту проживания .
Больше всего запротивились, по словам детей , представители официальных органов власти .Очень многие высказывали недоумение и возмущение по поводу вопросов анкеты . Они были составлены таким образом , чтобы человек мог достаточно правдиво и убеждено ответить на поставленный вопрос .Те кто слукавил противоречили сами себе. Так, ответив на первый вопрос утвердительно, ответили утвердительно и на второй вопрос более половины респондентов.
Абсолютное большинство из опрошенных , а это 124 человека заявило ,что им не безразличен этот вопрос и высказали благодарность , что у них об этом спросили , многие впервые столкнулись с фактом когда кто-то поинтересовался их мнением по этому вопросу , волнующему людей. И это пожалуй один из главных выводов, который был сделан: власть не провела соответствующей пиар-компании и самостийно учредила праздник. Абсолютное безразличие выразили из 147 человек лишь двадцать три человека . 23 человека выразили ясно и четко свое негативное отношение к единому празднику, посчитав,что надо было отмечать раздельно .Это были в основном молодые люди. 51 (%) опрошенных твердо и четко заявили свою поддержку решению Президента и Правительства отмечать единый праздник Присоединения или вхождения, как граждане единой республики.
Затем были собраны материалы по истории Кабардино-Балкарии и Кавказа, обратились к мнению известных историков и политических деятелей республики, средствам независимых средств массовой информации по данному вопросу, а учащихся попросили выделить сильные и слабые стороны аргументов каждой из сторон, а затем необходимо было выразить свое мнение и заявить свою позицию.

Характер отношений Кабарды с Россией

Истоки военно-политического союза

Истоки дружбы

Присоединение Балкарии

История Приэльбрусья

Мнение "Черкесского конгресса"

Взгляд из Европы

Выступление Президента КБР А.Б.Канокова

Поздравление Патриарха Алексия

Празднование 450-летия в Республике

Мнение балкарских историков

Мнение совета балкарских старейшин

Вот вопросы анкеты и как распределились ответы:
1.Как вы считаете правильно то, что республика отмечает 450-летие присоединения КБР к России?
Были получены такие ответы:
«Да»- 119;
«Нет»-28.
2.Надо было отмечать раздельно 450-летие присоединения Кабарды к России , 180-летие присоединения Балкарии к России?
Были получены такие ответы:
«Да»-88;
«Нет»-59.
3.Мне все равно.
На этот вопрос ответили утвердительно лишь двадцать три человека , отрицательно -124 человека .

Стало понятно, что для многих из молодых людей, в том числе бывших выпускников школ города, понятие «Родина», его содержание и границы размыты, и возник вопрос: а кроме школы, общество и семья формируют ли представление о Родине, где и кто с ними об этом разговаривает, какие внутренние ценности и установки молодежи связаны с понятием «Родина»?
И вновь был проведен опрос силами старшеклассников, в этот раз мы не стали брать весь город, а опросили жителей микрорайона своей школы.
По понятию «Моя малая Родина» в исследовании приняли участие 132 респондента, из них 34 мужского пола, а 98 человек женского пола.
Возраст:
От 18-21года – 27 чел.
От 22-25лет-9 чел.
От 26-29лет-7 чел.
От 29 и старше – 87 чел.
Из них 50 чел. С высшим образованием, а остальные в основном с средним образованием.

Своей малойРодиной считают:
Кабардино–Балкарию–34человека
Тырныауз – 93 человека
Кенделен – 5 человек.

Понимание категории «Родина»
1.Место, где я родился – 55человек;
2.Место, где я живу – 48 человек;
3.Место, где живут мои родители -11человек;
4.Место, где провел свое детство – 11человек;
5.Место, где родились мои родители – 4человека;
6. Другое – 3 человека.

Свои знания об истории своей родины респонденты оценивают следующим образом :
1.Знаю много -52 человека;
2.Знаю недостаточно – 56человека;
3.Знаю совсем немного – 17 человек;
4.Не знаю ничего – 1 человек;
5.Трудно ответить – 6 человек.

На вопрос из каких источников Вы получили сведения об истории своей родины ответили:
1.От родственников – 42 человека;
2.От преподавателя-62 человека;
3.Из литературы о родине – 12 человека;
4.Из средств массовой информации-7 человек;
5.Затрудяюсь ответить – 6 человек.

Таким образом, мы видим, что понятие «Родина» для абсолютного большинства наших граждан, это место где они родились и живут. О своей большой Родине-России люди говорили как само по себе разумеющееся, но то, что нарушились экономические, социальные, культурные связи между регионами, простыми людьми, что не имеют возможности ездить к родственникам, говорили с сожаленьем, люди перестают ее ощущать. Если раньше школьники имели возможность ездить по тем же городам-героям на каникулах и общаться со своими сверстниками из других регионов, то сейчас для дотационных регионов это стало невозможно. Произошло « закрепостничество», и на наш взгляд, в рамках того же нац.проекта можно было бы, часть средств выделять на образовательный туризм.
Для наших преподавателей и школьников данный проект стал хорошей возможностью заглянуть еще раз за ограду школы и попытаться взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Особое внимание было обращено на взаимоотношения власти и гражданского общества. Нам кажется, что сегодня, если власть не будет вести диалог, так как сказал Е. Сабуров, через « понимание, доверие и прозрачность действий", будет закладываться фундамент будущих конфликтов.
Президент КБР Арсен Каноков после того как прошло празднование добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав России в Нальчике сказал: «Только на улицы в Нальчике на праздничные мероприятия вышло больше ста тысяч человек. Мне бы хотелось, чтобы таких радостных событий у людей было больше. Ведь они как ничто другое способны сплотить жителей республики, представителей всех национальностей, а их у нас проживает порядка девяноста. Кроме того, Кавказ давно нуждается в более объективном взгляде со стороны жителей России, и чем больше у нас будет таких праздников, тем больше надежды на это.
Помимо этого, такие даты помогают нам не забывать свою историю. Когда наши предки 450 лет назад принимали это решение, они, на мой взгляд, сделали правильный выбор. И не только на мой взгляд: таково мнение всех жителей республики. Это решение спасло наши народы. В составе России мы сохранились как этнос со своим языком, культурой, те же, кто предпочел переселение, не могут этим похвастаться. И возможность активно развиваться мы имеем только в составе России»
Саму образовательную программу мы разместили на нашем сайте и каждый желающий может высказать теперь свое мнение.
Гулиев Х. г. Тырныауз Кабардино-Балкария

.